Рабочий семинар ММАСС "Построение методологии общественных дисциплин", страница 3

Но это предстоит разрабатывать. Так, тут вопросы есть? Вопросов нет, некоторые уже заснули. Вопросы.

Кириллов: А дух здесь в каком вообще контексте?

Попов: А вот в таком (как сказать?) – простом, философском.

Кириллов:

Попов: Вот здесь я не знаю.

Кириллов: Я почему спрашиваю? – …

Попов: Да я понимаю, почему вы спрашиваете. Я не знаю. Я не знаю, потому что…, вот смотрите: мы же с вами некоторые вещи обсуждали на лекциях Парибока (после них). Там обсуждаются некие очевидные вещи, которые, правда, в западной культуре еще не нашли достаточного понимания, но, я думаю, что рано или поздно это поймут. Они состоят в том, что, например, формы организации мышления и деятельности в различных культурах могут быть совершенно противоположны. Скажем, в западной цивилизации культивируются такие формы, как мышление и другие, которые порождают такие структуры, как логика, еще чего-то, а в восточных цивилизациях может не быть ни мышления, ни логики, а могут быть совершенно другие предметные организации, которые организуют эти вещи. Поэтому я не могу ответить на этот вопрос. Но по смыслу я вам на самом деле отвечаю (просто я не хочу здесь обращаться как бы к понятию): это то, что в истории остается неизменным.

Понимаете, социальная инженерия (мы это не очень обсуждали, потому что были точно направлены на построение системы общественных дисциплин, хотя слабые возгласы некоторых людей временами раздавались, но они жестоко подавлялись) направлена на (Володя, я вам отвечаю; это, конечно, важный вопрос, просто на него довольно трудно ответить) осуществление целенаправленных и осмысленных действий общественных структур. И все время возникает (и не может не возникнуть) вопрос о том, что в истории при осуществлении многочисленных усилий многочисленных социальных инженеров (которых, как мы знаем, становится все больше и больше – так, что всякий считает возможным изменить жизнь других людей, не спрашивая их), тем не менее, остается идентификатором истории и человечности. Понятно, да? Вот это и есть то, о чем я говорю.

Вопрос: Тут возникает такой вопрос. Дело в том, что у каждой исторической цивилизации (и нашей в том числе) разные представления о духе – то, о чем вы говорите, – о духе предпринимательства, который так же является продолжением жизни, о духе "вечного я", которое воспевали философы русской идеи, о духе, который близок где-то к религии и представляет собой какое-то стремление к истине или что-то еще.

Попов: Я ничего не понял, но, наверное, вы сказали что-то очень важное и ценное, что будет важно в дальнейшем. Я сейчас говорю о гораздо более приземленных вещах, я говорю о программе работ. И при этом вообще не рассматриваю философский аспект проблемы, потому что считаю, что с философией давно покончено. Конечно, существует много философов, в том числе, кстати, и с религиозной философией. Я вам могу одну простую вещь сказать – с религиозной философией и религией происходит еще более страшная вещь: религиозные институты и религии – в силу того, что там не проводится (или не достаточно проводится, или явно не проводится) работа по обсуждению темы и проблемы организации духа – атеисты и разного рода синдикалисты (типа сект) просто все это дело угробят. И никакого стремления к истине не будет – религия не будет его поддерживать. И в этом смысле тут проблема-то будет большая.

Но мы не будем обсуждать сейчас эту следующую проблему. Задача этого семинара будет гораздо более приземленная и жесткая. Она будет состоять в том, чтобы доделать и оформить всю проблематику, которая касается социальной инженерии. Задача этого семинара (соответственно, по отношению к ней мы и должны определяться) состоит в том, чтобы за время следующего года собрать все то, что делалось на протяжении пяти или семи предыдущих лет, в т.ч. в последние три года на факультете социальной инженерии и в других местах. Поэтому будут приглашены другие люди – с тем, чтобы прорисовать структурно все то, что касается социальной инженерии, – средства, методы, формы организации общественных дисциплин…