Рабочий семинар ММАСС "Построение методологии общественных дисциплин", страница 5

Вот пять блоков, относительно которых, мне представляется, нам надо построить программу работ и превратить социальную инженерию в нормальное образование, про которое можно написать, рассказать, отчуждить, и – пускай социальные инженеры клепают всевозможные науки. Тем более, что материал, на котором мы все это можем рассматривать и делать, у нас на самом деле есть, и – довольно большой (может, не совсем большой, но, с моей точки зрения, вполне достаточный).

Собственно, по чему мы можем преступить к этому? Во-первых, – это большой блок всяких управленческих наукоразработок. Во-вторых, (есть очень красивый пример, который мы здесь не разбирали) существует целое направление, целая серия школ, работ и прочее по рассмотрению юриспруденции как инженерной дисциплины. Это очень красивый и четкий пример именно инженерной, общественной науки. Кроме того, у нас с вами и в мировой практике существует целая серия разработок по финансовой инженерии; кстати, можно показать, что это является чисто общественной наукой – не наукой, а дисциплиной, поскольку выходит далеко за рамки чисто финансовых отношений.

Кроме того, мы с вами проделали, я считаю, достаточно уникальную работу по попытке оформить и создать такую вещь, как политическая инженерия. Это надо просто восстановить и сделать. Кстати, есть еще (присутствующим, может быть, и не очень это известно, потому что это сделано немножко раньше, в других местах) такие вещи, как разработки по экологии именно как общественной дисциплине и общественной структуре. Ну, и мы можем привлечь целый блок представлений, связанных с культуротехникой, антропотехникой, которые не только в наших рядах, но и во всем мире разрабатываются. И этого вполне достаточно, чтобы мы могли решать методологическую задачу – получить ответ на вопрос, каким образом устроены общественные дисциплины и как они могут существовать.

Мрдуляш: Термин "гуманитарные" не употребляется специально?

Попов: Специально. Чего лишние смыслы привносить? Поскольку термин "гуманитарные" корнем имеет человеческие. У меня большие сомнения, что это имеет отношения к человеку, но это вопрос для обсуждения.

Тиханова: Скажите, а педагогика?

Попов: Да ради бога! Но я думаю, что педагогика – это своего рода костыль для бессильных: вообще, должно быть либо образование, либо антропотехника; ну, а педагогика – это временный суррогат. Она от Каменского до наших дней просуществовала и – отомрет. Но это – мое частное мнение, соответственно, у других может другое мнение.

Мрдуляш: "Инженерия" – это слово?

Попов: Инженерия в данном случае – это немножко другое название для общественной дисциплины. Я объясню, почему это было сделано. Я три года терпел нападки Розина и всех остальных на этот термин, но он сознательно введен – именно как рабочий и жаргонный. Потому что за счет этого подчеркивался тот жесткий (на самом деле) тезис (на котором я так и буду стоять, пока меня не забьют), что общественные науки не могут быть теоретическими, они могут быть только инженерными. Инженерными в том смысле, что они всегда предполагают определенное деланье и существуют только в процессе создания – ну, так же, как, скажем, обычные технические инженерии. Хотя я сразу же говорю, что термин не точен, он предназначен скорее для того, чтобы резать ухо, чем для мысли.

Мрдуляш: Обсуждается социальная инженерия, которая может делать дисциплины, а с другой стороны утверждается, что социальная инженерия должна быть организована как дисциплина. Откуда такое допущение, что инструмент, которым делалась дисциплина, должен быть организован так же, как дисциплина?