Рабочий семинар ММАСС "Построение методологии общественных дисциплин", страница 4

Я сейчас вижу пять основных блоков, которые, конечно, должны быть превращены в рабочую программу.

Первый блок, который многократно обсуждался, но до предельной методологической и теоретической жесткости он у нас пока не доведен, – это "Ответ Чемберлену". Я имею в виду ответ на вопрос о том, как должны быть устроены общественные дисциплины. – Он на самом деле есть, он получился много лет назад, а последние все изыски, в общем-то, подтверждают, что оно так и есть. Он состоит в том, что если формой организации естественных наук являлась предметная организация, то формой организации естественных наук является дисциплинарная организация. Т.е. (я еще раз повторяю) общественные науки могут быть организованы только инженерным, или техническим, образом. Это первая тема, которая должна быть проработана до максимально возможных деталей.

Вторая тема, которая должна быть проработана, и она будет проработана, – это тема, которая касается тех средств и методов, которые используются (или могут быть использованы) в общественных дисциплинах. Это та организация схем, понятий, предметных организаций, знаний и всего остального, что составляет тело или структуру общественных дисциплин, как они соотносятся и как там все происходит.

Третья тема – это (назовем ее так) специфическая организация материала. Мы когда работали и делали целый ряд работ по социальной инженерии (в т.ч. по финансовой, политической инженерии и ряда других), мы фиксировали целый ряд вещей, которые свидетельствуют о том, что без определенных схем самоорганизации, подготовки определенных людей, грубо говоря, без изготовления определенных людей, средства и методы общественных дисциплин не могут быть использованы. – Вещь, с одной стороны, совершенно банальная, а с другой стороны, нетривиальная. Банальная она в том, что, скажем, только человек совершенно специфического склада – специально сделанный (даже не обученный и подготовленный, а именно специально сделанный), – может быть, например, художником, артистом, священником или еще кем-то; а это означает одну довольно хитрую вещь: что вне этой организации материала, общественные дисциплины рассматриваться не могут.

Четвертый момент, который нами, к сожалению, очень мало прорабатывался, но он, можно даже сказать, критичен по отношению к социальной инженерии, состоит вот в чем. Дело в том, что всякая техническая дисциплина, или, как мы называли на жаргоне, инженерия (а это жаргон, не культурная форма), на самом деле (не так, как мы ее в учебном процессе рассматривали, а на самом деле) не может рассматриваться вне исторического контекста. Каким образом исторический контекст присутствует в социально-инженерных действиях и разработках и каким образом он влияет на нее и, так сказать, учитывается – это представляет собой самостоятельную проблему, которую мы мало разрабатывали, но без которой все социальные и прочие инженерии на самом деле не имею никакого особого смысла.

И пятый момент – это отношение общественных дисциплин к, скажем так, общетеоретическому знанию, с одной стороны, и к общенормативным образованиям в теле человечества и внутри культуры – с другой. Что это означает? Это означает, что есть такая очень сложная тема и проблема (мы ее – опять же – затрагивали, но специально не ставили), которая состоит в следующем: в истории человеческой мысли, философии практически все те проблемы, которые рассматриваются социальной инженерией, тем или иным образом присутствовали, ставились и существовали. Но в общественных дисциплинах (именно в тот момент, когда они превращаются из общего философского размышления в дисциплину) они претерпевают кардинальное изменение. И, вообще говоря, не очень просто ответить на вопрос: где рассуждения философские, а где они используются в социальной инженерии. И с другой стороны, есть в общественной жизни целый блок вещей, которые существуют нетеоретическим образом – не в форме знаний, рассуждений, проникновения в истину, а существуют нормативным образом. Это и разного рода моральные императивы, и культурные нормы и т.д. И отношение инженерии к этому нормативному блоку человеческой жизни мы тоже очень мало затрагивали, но они имеют кардинальное значение для социальной инженерии.