Проектирование нового поколения гуманитарных технологий, страница 3

П.Г.: Вот обратите внимание - самый интересный момент заключается в том, что в мыследеятельности отнюдь не все образования являются продуктами соответствующей деятельности... Что это означает? Проекты могут не быть результатами проектирования... Вы приходите в организацию и спрашиваете проект оргструктуры. Они открывают стол и достают оттуда дурацкую схему с квадратиками и стрелочками, или без стрелочек, но с черточками, потому что стрелочки - высший пилотаж... И говорят, что это оргпроект оргструтуры организации... Вот это - генеральный директор, это - 3 зама, видите, 3 стрелочки? Это - их подчиненные. После этого вы задаете себе вопрос, является ли это продуктом проектирования? Проектировал ли кто-то эту организационную структуру? Ответ - нет конечно. Никто никогда никаким проектированием там не занимался, а просто нарисовали как сложилось. Позвонили откуда-то, пришел мужик, который не перевыбрался в думу, взяли его замом... Потом пришел другой - взяли и его. Проектировал ли кто-то это? Нет... Более того, если теперь кто-то из них начал подбирать под себя людей, рисовать под них стрелочки и кубики, получилось 5 веточек, и они дублируют друг друга по своим функциям, делают одно и то же, а в некоторых местах, все вместе не делают того, что нужно... Это есть факт естественного роста этой оргструктуры, но ни в коем случае не есть продукт проектирования.. Поэтому когда вы используете понятие проекта при историкокритической реконструкции как некую объяснительную схему, фактически вкладывая в слово “проект” связь замысла и действия, и ничего более... Вы утверждаете, что человек не был полным идиотом, он что-то замысливал, артикулированно где-то выражал, и можно историографически доказать что он об этом говорил как о том, что будет... А потом сделал нечто похожее, то вы говорите “был проект”... То есть человек замысливал и осуществлял... Это очень узкое, не совсем правильное, но, по всей видимости, возможное, допустимое употребление понятия “проекта”... Но это не значит, что он проектировал. А поэтому использовать методологию проектирования для анализа того, что он делал не нужно... Он ничего не проектировал... Он жил... Некоторые проектировали... Вот можно вас спросить, вот вы проектировали лицей Карнеги(?), и если да, то куда он делся?

Имярек: Вот я проектировал, он тут и делся... (смех в зале)

П.Г.: Егор, давай относиться жестче. Нам понадобится общий тезис... В “деятельности” многое не является продуктом соответствующей деятельности. Знания, отнюдь не всегда являются продуктом исследований, хотя исследования есть специфическая деятельность, продуктом которой являются знания, но многие знания не являются продуктом исследования, а просто являются...

Имярек: В завершение своего комментария я хотел бы провести маленькое различение, которое, на мой взгляд, является принципиальным, и, быть может, не делит область проектирования пополам, но свой уголок выделяет... Надо различать понятие проекта, схемы и идеологии проектирования для проектирования, и - в качестве рефлексивного понятия, в качестве объяснительной гипотезы, в качестве средства исторической реконструкции, и т.д.

П.Г.: Хорошо бы вы это сделали с самого начала - мне бы не понадобилось давать такого комментария... Надо различать, я сейчас говорю о “проектировании”, а отнюдь не о том, что спустя 50 лет Глухопетов будет рассказывать своим студентам, что он был на игре по проектированию нового поколения гуманитарных технологий, у него появился проект, он его сделал, и т. д. Обратите внимание, то, что мы тут проектируем, ничего не значит... Может мы все ничего не сделаем, а кто-то, кто не участвовал в проектировании (например, Карлос Кастанеда), что-то сделает... Что можно будет квалифицировать как проект, в узком смысле устойчивой связи замыслов и действия. Очень важную историческую претензию на наличие замыслов до действия, которая на самом деле отделяет небольшую группу людей, которых в историю транслируют, от большей группы, у которой связь обратная - сначала делают, а потом ищут психологическое объяснение случившемуся...

Имярек: Совсем частный вопрос по поводу исследования. Если я решаю исследовать что-либо, например “Общество Иисуса” как проект, дает ли это мне право предположить, что у Лойола было: a. дерево целей. b. проблематизация. c. онтология.