Проектирование нового поколения гуманитарных технологий, страница 5

Имярек 1: (тихо)

Имярек 2: А упыря так просто…Он тебя сам…

П.Г.: Вот. Но я здесь хочу как бы выделить два момента и разделить их. Да, конечно, более или менее понятные процедуры, которые связаны с одновременным полаганием, с тем, что я называл в своих работах двойным полаганием, с тем, что, скажем, в средневековой схоластике описывалось как двойная инстанциональность. Когда в одном повороте мы кладем пространство, а в другом мы кладем наполнение этого пространства, и делаем это одновременно. В этом смысле, это как бы одна процедура, но всегда включающая в себя две составных части. И здесь фактически мы всегда попадаем в ситуацию соразмерности, которая очень плотно обсуждалась на типологии начала 20 века. Например, соразмерность метода и объекта. Соразмерность предмета и объекта, предметизация объекта. Соразмерность цели и средств. Вот как бы любая соразмерность есть фактически обратная сторона двойного полагания. У меня есть приятель, который говорит так, когда он приходит в ресторан, он говорит: “Мне, пожалуйста первое, второе, чай, пирожное и пожалуйста одновремённо.” Вот как бы эта одновременность. Действие… А с другой стороны я должен всегда, продолжая эту линию с мышлением спроектированным, предполагать, что мы можем класть рамки, не примысливая к ним никакого наполнения.

Имярек 2: Хитрость-то здесь…

П.Г.: А вы на него, понимаете, не в анфас, а в профиль смотрите. Рамка, она вот такая, какое у нее содержание.

Имярек 2: В профиль - никакого.

П.Г.: О! В профиль - никакого. А так - ну его, конечно; это же не рамка, это уже горизонт. Это рамка анфас, но это, на мой-то взгляд, есть горизонт, то есть то, во что мы упираемся. И то, за что мы не можем перескочить. А рамка, она вот в этом смысле, как бы, а чего тут, какое тут содержание.

Имярек 2: Ну хотя бы не больше ли она твоего портрета. Не меньше ли она…

П.Г.: Ну ладно. Шутки шутками, а ведь за этим на мой взгляд стоит очень важная проблематика развития. Я вообще бы утверждал, что в методологическом плане проблема развития исчерпывается проблемой возможности существования пустоты. В том числе возможности искусственного воссоздания пустоты там, где казалось бы все заполнено и нет места. То, что это - проблематика всей современной экологии, это более или менее понятно, я бы утверждал, что это, например, проблематика всей социальной инженерии, социотехники, образования, как одного из видов... Можем ли мы посмотреть на заполненное и не имеющее пустот, как на пустоту для чего-то другого? Но для того, чего еще нет. Следовательно, что не может существовать как понятная вещь при проектировании. Невозможно оценить пустоту для чего-то, потому что этого чего-то еще не создано.

Но давайте вернемся как бы к основному моменту. Итак, первые дни мы вынуждены будем с вами обсуждать разные темы, все время анализируя возможность использования этого как рамок. Как рамок пустого пространства, в котором когда-нибудь возникнет новое поколение… технологии. Ну а это, это как бы на полях осталось. Это осталось на полях, потому что нам придется наверное обсуждать проблему реализации. Как-то ее по-новому формулировать в контексте вот той задачи, которую мы обсуждали.