Мировой опыт развития транспортных монополий, страница 6

SNCF выполняет перевозки как единственный пользователь сети RFF. Как SNCF, так и RFF остаются государственными предприятиями. Особенность французской модели состоит в том, что SNCF остается монополистом, право доступа третьих лиц на инфраструктуру не предусмотрено. В этом плане реформа Франции не соответствует Директиве ЕС 91/440. Однако, несмотря на это в результате проведения реформы отмечен рост объемов перевозок и доходов от них, особенно грузовых, где железнодорожный транспорт добился увеличения доли рынка на 1 %. Так, пассажирооборот увеличился примерно на 2 млрд. пасс-км, грузооборот – на 4 млрд. т-км, доходы от перевозок выросли на 2 млрд. фр. фр. [21].

Государственные железные дороги Финляндии (VR) — крупнейшее транспортное предприятие страны. Их протяженность составляет 5846 км. Они перевозят около 35 млн. т грузов и более 35 млн. пассажиров в год. Около 1/3 грузооборота приходится на международные сообщения [22].

До 1990 г. железные дороги Финляндии функционировали как ведомство. Это означало, что экономика VR была полностью связана с государственным бюджетом, и их политика определялась государством или региональными властями. Государство определяло также и ценовые вопросы VR. Железные дороги Финляндии не имели возможности сами предоставлять услуги, которые обеспечивали бы экономическую рентабельность [23].

В целях интенсификации работы и улучшения экономических результатов в течение 1981 ‑ 1990 гг. были проведены мероприятия по реорганизации управления железной дорогой, направленные на коммерциализацию деятельности железных дорог, перераспределение функций и ответственности различных звеньев управления и сокращение персонала.

В результате этого в 1990 г. VR стали государственным коммерческим учреждением. Государство взяло под свою ответственность содержание и строительство железнодорожных путей.

Финляндия присоединилась к Европейскому экономическому пространству в 1993 г. В соответствие с договором про Европейское экономическое пространство необходимо было уточнить правила, которые вытекали из соглашения и вступали в силу в связи с ним в области железнодорожного транспорта.

В июне 1993 г. министерство транспорта создало специальную рабочую группу для уточнения предпосылок акционирования. И в апреле 1994 г. государственный совет принял решение про акционирование VR по способу, который был предложен рабочей группой [23].

В результате организационно-структурных реформ хозяйственно-экономический комплекс железнодорожного транспорта Финляндии состоит в настоящее время из нескольких финансово независимых, но действующих совместно предприятий:

1) общество с ограниченной ответственностью VR-Group. Оно представляет материнскую компанию и осуществляет централизованное административное руководство деятельностью других предприятий. VRGroup является также владельцем недвижимого имущества, не относящегося к эксплуатационной деятельности, и сети телекоммуникаций железных дорог.

2) общество с ограниченной ответственностью VR основной оператор-перевозчик в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

3) общество с ограниченной ответственностью VR-Track. Занимается строительством объектов инфраструктуры железных дорог, их текущим содержанием и ремонтом, а также предоставляет инфраструктуру в пользование администрации железных дорог. Последняя же является подразделением министерства транспорта и связи страны.

4) общество с ограниченной ответственностью VR-Data. Осуществляет централизованную обработку информации для всех предприятий железнодорожного транспорта.

5) компания Rautatieasunnot, которая выполняет функции управляющего недвижимым имуществом железных дорог, не относящимся непосредственно к эксплуатационной деятельности, ведает его содержанием, строительством новых общественных зданий и сдачей в аренду.

6) компания PohjolanLükenne. Это дочерняя компания VR. Она выполняет автомобильные пассажирские и грузовые перевозки.