Мировой опыт развития транспортных монополий

Страницы работы

Содержание работы

1.2. Мировой опыт развития транспортных монополий

Анализ деятельности железных дорог высокоразвитых зарубежных стран показал, что во всех этих странах железные дороги имели трудности в своей работе. Пик финансового и структурного кризиса пришелся на
70 ‑ 80-е гг. Так, в США в начале 70-х годов обанкротились компании, эксплуатировавшие 25 % сети. Японские Национальные железные дороги в это время имели долги до 15 млрд. долларов ежегодно и суммарный долг составлял 250 млрд. долларов. Суммарный долг железных дорог Германии к концу столетия мог достичь 500 млрд. немецких марок [12]. Такое положение, несомненно, вызывало беспокойство руководящих органов и побуждало их к принятию решительных мер.

Уже, начиная с 1965 г., комиссия Европейского экономического сообщества широко обсуждала вопрос повышения уровня рентабельности железных дорог в условиях рыночной экономики. Важное место в обсуждении занимали вопросы расширения прав железных дорог в области коммерческой деятельности и возмещения убытков, связанных с содержанием инфраструктуры (верхнее строение пути, контактная сеть, устройства электроснабжения, сигнализации и связи, искусственные и технические сооружения). Эти затраты полностью несли на себе железнодорожные компании, что ограничивало возможность снижения тарифов.

В то же время на других видах транспорта (автотранспорт, воздушный транспорт) затраты на содержание дорожной инфраструктуры покрывались из государственного и местных бюджетов. Таким образом, нарушалось равенство различных видов транспорта в конкурентной борьбе, где железнодорожный транспорт оказался в невыгодных условиях. Поэтому единственным выходом из такой ситуации стал поиск путей повышения эффективности работы железных дорог с целью увеличения прибыли. Железнодорожные компании всех стран сошлись на том, что важным шагом в улучшении функционирования железных дорог является реформирование организационной структуры управления.

Европейские железные дороги проводили реорганизацию управления разными путями, в связи с этим появлялись новые организационные структуры. Возникшие в результате реформирования предприятия отличались по трем основным признакам:

1) по форме собственности;

2) по уровню и типу конкуренции;

3) по степени иерархии.

Однако, несмотря на эти отличия реформы, проводимые во всех европейских странах, имели одну общую особенность: соответствие директиве ЕС 91/440 о разделении функций содержания инфраструктуры железных дорог и организации эксплуатационной работы и документу 1893/91 о компенсации затрат.

С целью выявления основных направлений проведения реформ рассмотрим подробно этапы проведения реорганизации железных дорог в различных европейских странах.

Швеция первой в Европе провела реформу железных дорог. Шведская модель структурной реформы имела свои особенности. В основе реформы согласно Директиве ЕС лежало разделение инфраструктуры и эксплуатации. В результате железные дороги Швеции (SJ) в 1988 г. были разделены на две компании: BV, которая занималась вопросами развития и содержания инфраструктуры, и SJ, которая занималась непосредственно эксплуатацией. Эти компании имеют государственную форму собственности, но работают на коммерческой основе.

Сеть железных дорог Швеции представлена магистральными и региональными линиями. Основная сеть состоит из 35 линий общей протяженностью 6200 км, региональная — из 23 линий протяженностью 2200 км. SJ имеют монополию на грузовые и пассажирские перевозки по основной сети. Сторонние компании имеют право выполнять грузовые перевозки по фиксированным маршрутам и пассажирские на региональной сети. Права эксплуатации региональных линий принадлежат образованным в 1978 г. администрациям пассажирских перевозок провинций (ленов). Они заказывают транспортное обслуживание SJ или привлекают к местным и пригородным перевозкам другие транспортные компании. Контракты с компаниями операторами должны заключаться на открытых торгах на коммерческой основе [13].

SJ остается единственным перевозчиком в межрегиональном пассажирском сообщении. Начиная с 1 июля 1996 г., любая компания может осуществлять грузовые перевозки на сети железных дорог Швеции на оговоренных с государственными органами условиях. При этом перевозки, выполняемые SJ, остаются приоритетными [14].

Конкурентами для SJ в пассажирском и грузовом сообщениях является консорциум Citypendeln (пригородные перевозки), BSMJarnvag (местные и региональные перевозки). Последняя компания в марте 2000 г. продана BKTag и обе сейчас входят в KarissonGroupen.

BKTag стала первой частной компанией, которая осуществляла пассажирские перевозки, а также одной из первых приступила к выполнению грузовых перевозок.

Компания Tagakeriet начинала работать в сфере грузовых перевозок в сотрудничестве с SJ. Сейчас эта компания расширила границы своей деятельности. Она занимается кроме грузовых перевозок, которые дают 1/3 доходов, арендой локомотивов и предоставлением локомотивных бригад администрациям инфраструктуры шведской BV и норвежской Jernbanverket, техническим обслуживанием подвижного состава, а также пассажирскими перевозками.

Еще одним конкурентом SJ в сфере грузовых перевозок является компания Inlandsgoods. Кроме осуществления перевозочной работы компания занимается подготовкой машинистов поездных и маневровых локомотивов [15].

Похожие материалы

Информация о работе