Мировой опыт развития транспортных монополий, страница 3

Хотя формально DBAG находится в государственной собственности, по законодательству ФРГ эта компания имеет признаки приватизированного предприятия [13].

Государственные железные дороги Германии осуществляют реструктуризацию в три этапа. Первый этап продолжался 5 лет. За это время были созданы четыре предпринимательских сектора: инфраструктуры (с управлениями станций, сети и строительства железных дорог, перевозок пассажиров в пригородном сообщении, в дальнем сообщении и грузовых (с управлениями дальних сообщений, пригородных сообщений, пассажирских станций, перевозок мелких отправок, тяги, ремонтных заводов), а также центральных управлений и сервисных центров. Первый этап был использован для подготовки к решению задач второго этапа ‑ созданию целевой структуры из самостоятельных акционерных обществ во главе с холдинговой компанией. В 1999 г. начался второй этап реформы немецких железных дорог DB. На этом этапе были созданы три самостоятельные эксплуатационные компании и две для обслуживания инфраструктуры. Их приватизация является вопросом дальнейшей перспективы. В рамках новой структуры холдинговая компания несет ответственность за конечные результаты деятельности железных дорог и распределяет инвестиции между дочерними компаниями. В существующей структуре функции эксплуатации выполняют три компании: DBCargo ‑ перевозка грузов, DBTravel & Tourism ‑ перевозки пассажиров в дальнем сообщении, DBRegio ‑ местные и региональные пассажирские перевозки.

На этом этапе реструктуризации были ликвидированы отделения поездов и подвижного состава, а их основные фонды приписаны соответствующим эксплуатационным компаниям.

Содержанием инфраструктуры занимаются две компании DBStation & Service и DBNetwork.

Каждая эксплуатационная компания ориентирована на свой сектор рынка, но пользуется при этом одной и той же сетью железных дорог. DBCargo и DBTravel & Tourism функционируют на коммерческой основе [17].

На третьем этапе, в начале этого столетия, холдинг, возможно, будет распущен, а акционерные компании инфраструктуры и эксплуатации станут самостоятельными. До роспуска холдинговой компании она будет играть руководящую, координирующую и контролирующую роль, которая объединяет в себе преимущества децентрализованного управления с возможностями и силой концерна, который имеет единое руководство.

Что касается конкуренции на железных дорогах Германии, то еще до получения статуса независимой компании DBAG уже работали в условиях конкуренции в грузовых и региональных пассажирских сообщениях, но занимали монопольное положение в дальних пассажирских. В августе 1999 года дочерняя компания DBAGMetropolitanExpressTrainGmbH вышла на рынок дальних пассажирских перевозок с поездом бизнес-класса Metropolitan в сообщении Гамбург ‑ Кельн, но конкуренция в такой форме пока мало влияет на позиции DBAG в этом виде сообщений.

В региональных и местных сообщениях положение иное. Правительства земель и местные власти выделяют около 39 млрд. марок в год на обслуживание как автомобильным, так и железнодорожным транспортом. Законодательная база допускает распределение контрактов на конкурентной основе, но в большинстве случаев условия соглашений определяются на контрактной основе без конкурса. В настоящее время конкурентом компании DBRegio, занимающейся перевозками пассажиров в региональном и местном сообщении, является французская группа Vivendi, которая работает в Великобритании, Австралии, Португалии, Швеции и Нидерландах. Vivendi имеет 60 % акций компании DeutscheEisenbahnGesellschaft (DEG), созданной более 100 лет назад во Франкфурте. Эта компания стремительно завоевывает рынок региональных перевозок в Германии. Она поставила задачу увеличить долю DEG с 2 % в настоящее время до 5 % в течение 10 лет. Компания получила почти половину тендеров и обслуживает около 511 км линий по сравнению с 85 км в 1997 г. и планирует увеличить длину маршрутов до 1000 км. Еще 2 % сообщений выполняют другие региональные компании, в основном контролируемые властями земель. Из объема перевозок, выполненного в 1993‑1994 гг., только 6,2 % до сих пор выставлялись на тендер. Это соответствует 29,9 млн. поездо-км в год, из которых 15,3 млн. выполняют независимые операторы, а 14,6 млн. поездо-км ‑ DBRegio.