Компьютерная геометрия и графика. Часть II. Геометрическое моделирование: Методические указания и задания к курсовой работе, страница 8

Для решения задачи 3D моделированием выполняем следующее.

·  Выполняем построения объемных фигур (твердотельных объектов) соответственно заданию. В данном примере - выбираем инструмент "конус", центр основания конуса берем по умолчанию  в точке с координатами 0,0,0, далее вводим с клавиатуры высоту конуса.

·  Перемещаемся во фронтальную проекцию с помощью меню Вид - 3d (3М) виды - вид спереди (front).

·  Повернем ПСК вокруг оси Х на 90º. Для этого на панели ПСК выбираем кнопку «Повернуть вокруг Х», соглашаясь со значением угла поворота по умолчанию - 90º, нажимаем Enter.

·  Определяем положение центра основания цилиндра, откладывая расстояния соответственно заданию. Для этого используем панель размеров.

·  Выбираем инструмент "Цилиндр" в панели «Моделирование» , щелкаем по точке, где должен быть центр, вводим с клавиатуры радиус, нажимаем Enter, вводим с клавиатуры высоту, нажимаем Enter.

·  Переходим в горизонтальную проекцию (Вид-3d (3М) виды - сверху (top)).

·  Поворачиваем ПСК на (– 90º ).

·  Перемещаем цилиндр в сторону конуса на половину высоты цилиндра, предварительно активировав режим ортогонального черчения (ortho).

·  Для наглядности выбираем в меню «Вид» визуальный стиль реалистичный или концептуальный ( для AutoCad 2006 – меню Вид - раскрашивание - по Гуро с кромками) и задаем твердотельным объектам разные цвета, выбирая цвет для выделенного объекта в списке цветов в панели свойств.

·  Для построения линии пересечения объектов применяем операцию объединения объектов. В панели редактирования тел выбираем первую кнопку (команда "объединение") или меню "Редактирование" - редактирование тел - объединение. Далее выбираем щелчком мыши объекты, которые хотим объединить и нажимаем Enter.

·  В меню "Вид" > «видовые» экраны выбираем 4 видовых экрана.

·  Настраиваем в видовых экранах стандартные виды и масштаб (Рис. 2.19).

Рис. 2.19. Задача 5. 3D решение. Пространство модели.

·  Переходим в пространство листа. Выбираем в меню «Файл» > «Печать», в открывшемся окне выбираем формат A3 (420*297), щелкаем «Применить к странице» и отменяем печать.

·  Выбираем в меню «Вид» > «Видовые экраны» > «Именованные виды». В левой части  открывшегося окна выделяем «Активная конфигурация модели». Нажимаем  ОК. Растягиваем прямоугольную область в пространстве листа.

·  Настраиваем в видовых экранах стандартные виды и масштаб (Рис. 2.20).

·  Вставляем как блок, или с помощью буфера обмена рамку с угловым штампом.

Рис. 2.20. Задача 5. 3D решение. Пространство листа.

Задача 6.

1). Построить линию пересечения поверхностей вращения, используя метод вспомогательных секущих сфер.

2). Решить задачу 3D-моделированием

Указания к задаче 6.

Метод вспомогательных секущих сфер основан на свойстве сферы пересекать соосную с ней поверхность вращения по параллелям.

Задачу выполняем в правой половине листа в следующем порядке:

·  Определяем центр концентрических секущих сфер – точку пересечения осей заданных поверхностей вращения – и проводим ряд концентрических поверхностей. Диапазон радиусов сфер определяется минимальным и максимальным радиусами. Максимальным радиусом секущей сферы является отрезок прямой от центра сферы до наиболее удаленной точки пересечения очерковых образующих заданных поверхностей. Минимальный радиус  назначается из условия касания сферы одной и пересечения с другой пересекающейся поверхностью.

·  Находим базовые точки – точки пересечения очерковых образующих каждой из двух поверхностей с другой  поверхностью.

·  Строим линии пересечения секущих сфер с пересекающимися поверхностями. Каждая из сфер, будучи соосной  с заданными поверхностями, пересечет их по окружностям, которые в данной задаче проецируются на фронтальную плоскость проекций в виде прямолинейных отрезков. Точки пересечения проекций полученных параллелей являются проекциями искомых точек линии пересечения поверхностей.