Система машин в лесном хозяйстве: Учебное пособие. Главы 8-15, страница 72

Радиусом поворота агрегата R называется расстояние от кине­матического центра агрегата Ц до центра поворота на плоскости движения. Обычно центр агрегата при повороте МТА перемеща­ется по дуге более сложной формы и изменяется как значение радиуса поворота, так и расположение центра поворота. В эксплу­атационных расчетах принимают среднее значение радиуса пово­рота, допуская введение поправки на скорость МТА при повороте.

Шириной агрегата В называется расстояние между наиболее удаленными внешними точками по ширине при прямолинейном движении агрегата.

15.1.2. Способы движения МТА и виды поворотов

Способы движения МТА и виды поворотов зависят от вида выполняемой работы (технологической операции), предъявляемых агролесотехнических требований, конструктивных особенностей рабочих машин, систем соединения с трактором и других факто­ров. Все способы движения МТА по направлению рабочих ходов подразделяются на три группы: гоновые, диагональные и круго­вые (фигурные) (рис. 15.2).

При гоновых способах движения МТА выполняет рабочие ходы параллельно одной или двум сторонам рабочего участка или заго­на с холостыми поворотами на обеих его концах. На прямоуголь­ных участках с гоновым способом движения МТА наибольший эффект достигается при направлении рабочих ходов (гонов) агре­гата (если позволяют условия) по длинной стороне загона, так как в таких случаях уменьшается число поворотов. Наиболее часто применяемые способы движения МТА, отнесенные к данной груп­пе, представлены на рис. 15.2.

Способы движения вразвал, всвал, чередова­ние по загонам являются основными при сплошной вспаш

Рис. 15.2. Основные способы движения МТА:

вразвал (а); всвал (б); чередованием способов всвал и развал (в); комбинирован­ный (г); челночный (д); реверсивный (е); диагональный (ж); диагонально-попе­речный (з); круговой (фигурный) (и); Е — ширина поворотной полосы

ке лемешными многокорпусными плугами при обработке поч в лесных питомниках, защитном лесоразведении и приравнен к ним условиях. Основное преимущество способа чередования по загонам с согласованной обработкой трех загонов состоит в умень­шении почти в два раза числа свальных гребней и развальных бо­розд по сравнению с движением только всвал или вразвал.

Комбинированный способ движения с беспетлевы­ми поворотами позволяет уменьшить величину поворотных полос, повысить качество вспашки, уменьшить число развальных борозд. Этот способ применяется при частичной широкополосной обра­ботке почвы для производства лесных культур, при защитном ле­соразведении и в условиях, где нежелательны петлевые повороты.

Челночный способ движения наиболее эффективен для простых одномашинных высокоманевренных МТА при выполне­нии таких операций, как частичная обработка почвы на выруб­ках, гладкая вспашка оборотными плугами на небольших участ­ках лесных питомников, при применении посевных, лесопоса­дочных агрегатов и др.

Реверсивный способ движения применяется при вы­полнении механизированных работ в особо сложных условиях (ле­соразведение на склонах и др.) при условии комплектования мо­бильных МТА с использованием тракторов, которые имеют фрон­тальные и задние навесные устройства для одновременного при­соединения рабочих машин (см. рис. 13.3), таких как плуги чел­ночные, горные лесопосадочные машины и др.

Диагональный способ д в и ж е н и я применяется с це­лью достижения лучшего качества работ при бороновании зубо­выми, дисковыми боронами, перекрестной междурядной культи­вации, когда рабочие ходы МТА необходимо выполнять под ост­рым или тупым углом к сторонам загона или к направлению, предшествующему обработке почвы.

При круговом способе движения рабочие ходы со­вершаются без выключения рабочих органов вдоль всех четырех и более сторон рабочего участка. При этом круговые движения мо­гут быть направлены от периферии к центру и, наоборот, от цен­тра к периферии. В ряде случаев при изменении направления ра­бочего хода на угловых поворотах рабочие машины могут перево­диться и в нерабочее положение (рис. 15.3).