Система машин в лесном хозяйстве: Учебное пособие. Главы 8-15, страница 53

Сцепная сила тяжести трактора равна эксплуатационной силе тяжести, приходящейся на ведущие колеса. В эксплуатационную силу тяжести трактора включаются сила тяжести подготовлен­ного к работе трактора (заправленного топливом и др.) и сила тяжести установленного на нем дополнительного оборудования (емкости с рабочими растворами, запас лесопосадочного матери­ала и др.).

Для гусеничного трактора и колесного трактора со всеми веду­щими колесами сцепная сила тяжести равна полной эксплуатаци­онной силе тяжести, а для колесного трактора с двумя ведущи­ми колесами она составляет примерно 2/3 (для новейших марок — 3/4) их эксплуатационной силы тяжести.

Если сцепная сила трактора Рсп окажется меньше тягового со­противления мобильных рабочих машин (орудий) Rq, то необхо­димо принять меры к увеличению силы сцепления трактора, так как при Рсц < Ro < Ркр возникает повышенная пробуксовка.

Буксование влечет за собой потери энергии (увеличение пря­мых затрат, топлива), замедляет скорость движения (снижение производительности), разрушает структуру почвы, распыливая ее перетиранием, вызывает появление глубокой колеи, рытвин и увеличивает износ деталей ходовой части.

Сцепные свойства трактора можно улучшить, увеличив эксп­луатационную силу тяжести. Однако при этом возрастает уплот­няющее воздействие ходовой части трактора на почву.

Удельное давление движителей на почву (не допуская буксова­ния) не должно превышать допускаемого удельного давления по состоянию почвогрунта. При предельных значениях удельного дав­ления улучшить сцепные свойства можно за счет повышения ко­эффициента сцепления и увеличения опорной поверхности дви­жителей (полугусеничный ход, уширение колес, включение пе­реднего ведущего моста и др.).

Более точные значения тяговой мощности NKp, тягового уси­лия Ркр, действительной скорости движения v и других показате­лей можно получить путем тяговых испытаний трактора в конк­ретных условиях.

Если сцепление с почвой недостаточное, то двигатель не мо­жет быть нагружен до номинальной мощности из-за чрезмерного буксования и, соответственно, потери мощности на буксование.

Расход топлива в единицу времени увеличивается по мере воз­растания загрузки трактора Ro и достигает наибольшего значения при максимальной тяговой мощности.

Минимальный удельный расход топлива отмечается в зоне наи­большей тяговой мощности и увеличивается при неполном ис­пользовании мощности и перегрузках двигателя. С увеличением скорости движения (передач) трактора удельный расход топлива увеличивается.

При нормировании механизированных лесохозяйственных ра­бот для обоснования производительности, расхода топлива и дру­гих показателей используются тяговые характеристики тракторов.

Для получения тяговых характеристик в условиях всех почвенно-климатических зон требуются огромные затраты труда, време­ни и средств. В результате нормирование происходит с опоздани­ем на несколько лет по сравнению с началом эксплуатации новых тракторов. В таких случаях устанавливают временные нормативы, пользуясь общепризнанной методикой проведения тягово-эксплуатационных расчетов, основы которой приведены в следующих подразделах.

Для упрощенных тяговых расчетов при комплектовании мо­бильных МТА можно пользоваться справочными данными техни­ческих характеристик тракторов, в которых указываются значе­ния тяговых усилий на различных передачах трактора и другие показатели.

Обычно в технических характеристиках приводятся расчетные значения тяговых усилий тракторов с учетом их сцепных свойств и при допустимом буксовании: у гусеничных — 5 %, у колесных — 17 %. Эти расчетные значения тяговых усилий являются близкими по величине к усилиям, развиваемым трактором при работе по стерне поля с горизонтальной поверхностью.

При работе в более сложных условиях (на вспаханном поле, торфянике и др.) действительное (рабочее) тяговое усилие трак­тора Ркр.раб, Н, с учетом дополнительных потерь на качение мож­но определить по формуле

                           (14.4)