Система машин в лесном хозяйстве: Учебное пособие. Главы 8-15, страница 49

Показателем проходимости трактора при движении поперек склона (по горизонтали) является предельно допустимая крутиз­на склона. Лучшей проходимостью обладают крутосклонные трак­торы, которые обычно используются на склонах крутизной 10... 20°; менее приспособлены к работе на склонах обычные колесные трак­торы.

Дорожный просвет (клиренс) — это наименьшее рас­стояние от опорной поверхности (почвы) до выступающих снизу деталей трактора. Данный показатель необходимо учитывать при работе в тяжелых дорожных условиях (глубокая колея), на выруб­ках с пнями, в болотистой местности. У большинства гусеничных тракторов общего назначения дорожный просвет находится в ди­апазоне 0,28...0,33 м, у трелевочных — 0,49...0,55 м, а у колесных самоходных шасси — 0,56... 1,1 м.

Агротехнический просвет — это расстояние от верх­ней точки объекта обработки (высота посевной гряды, посадо­чное место сеянцев и т. п.) до выступающих над ними снизу дета­лей трактора. Агротехнический просвет наиболее точно можно оп­ределить графически, изобразив объект (ряды сеянцев, культур) и положение над ним трактора в вертикальной плоскости.

Маневренность — это приспособленность трактора к поворо­там. Она характеризуется радиусом поворота, т.е. наименьшим

              

Рис. 14.1. Основные схемы расположения кинематического центра и ра­диуса поворота:

а — колесные тракторы с одной ведущей осью; б — колесные тракторы с двумя ведущими осями; в — гусеничные тракторы; г — колесные тракторы с шарнир­ным остовом и двумя ведущими осями; д — определение кинематического ради­уса поворота; R — радиус поворота агрегата; О„ — центр поворота агрегата

расстоянием от оси поворота (центра поворота) до кинематиче­ского центра на продольной плоскости симметрии трактора. Для колесных тракторов с одной ведущей осью за кинематический центр принимается проекция середины ведущей оси неуправляе­мых колес, а для гусеничных кинематический центр соответствует центру давления, наиболее вероятное положение которого нахо­дится на пересечении продольной оси симметрии трактора и пер­пендикулярной линии середины опорных частей гусениц (рис. 14.1).

Тракторы с небольшой базой имеют меньший радиус поворо­та и лучшую маневренность, что особенно важно для работы на вырубках, на небольших площадях и под пологом леса. Кинемати­ческий радиус поворота колесных тракторов обычно в 1,5 — 2,5 раза больше, чем гусеничных. При комплектовании МТА не ме­нее важен практический радиус поворота, характери­зующийся расстоянием от оси поворота до траектории внешних точек трактора или агрегата, который полнее отражает и прохо­димость агрегата по технологическим полосам и под пологом леса.

Управляемость характеризуется способностью трактора сохра­нять заданное направление движения, в том числе и прямолиней­ное. У колесных тракторов управляемость во многом зависит от вертикальной нагрузки на передний мост, расположения навес­ных машин на тракторе, степени использования тягового усилия рабочими орудиями, скорости движения, состояния почвы. Так, при задней, фронтальной или асимметричной навесках рабочие органы машин значительно удалены от оси поворота трактора и при выравнивании хода вызывают повышенное боковое смеще­ние, а при средней навеске этого не наблюдается. Хорошая управляемость сохраняется при коэффициенте использования тягового усилия трактора до 0,7...0,8. Гусеничные тракторы способны со­хранять более устойчивое движение.

Значения рассмотренных агротехнических показателей приво­дятся в справочной литературе при изложении технических ха­рактеристик тракторов, которые можно использовать при реше­нии вопросов эксплуатации машинной техники в производствен­ных условиях.

14.1.2. Тягово-сцепные показатели тракторов

Производительность трактора в основном зависит от его тяго­вых качеств (тяговой мощности, тягового усилия и др.), которые в первую очередь определяются эффективной мощностью двигателя.