Система машин в лесном хозяйстве: Учебное пособие. Главы 8-15, страница 51

Таблица 14. Коэффициенты сопротивления передвижению (качению) тракторов

Коэффициент сопротивления

Состояние поля, дороги

передвижению тракторов

колесных

гусеничных

Целина, плотная залежь

0,03 ...0,05

0,05...0,07

Залежь 2 — 3-летняя, луг

0,06 ...0,08

0,06... 0,07

Стерня

0,09 ...0,10

0,07...0,08

Вспаханное поле

0,12... 0,18

0,08... 0,09

Вспаханный торфяник

0,14...0,20

0,14...0,18

Боронованное или культивированное поле

0,16...0,18

0,08...0,10

Болотно-торфяная целина:

осушенная

0,11...0,14

слабоосушенная

0,20... 0,25

Песок:

влажный

0,08...0,10

0,10

сухой

0,25 ...0,30

0,15

Грунтовая сухая дорога

0,03...0,05

0,05... 0,06

Укатанная снежная дорога

0,03

0,06

Ледяная дорога

0,02

0,03

Коэффициент буксования при тяговых испытаниях трактора определяется по формуле

d = (nсн - nбн)/nсн

где псн и n6 н — число оборотов ведущего колеса (или ведущей звездочки для гусеничных тракторов) при движении трактора по зачетной длине гона соответственно с нагрузкой и без нагрузки.

Таблица 14.2 Потери мощности тракторов на буксование

Загрузка трактора, %

Потери мощности на буксование, %, тракторов

колесных

гусеничных

До 20

21...40

41...60

61...80

81...90

91... 100

101..110

До 3,0

3,0...6,5

6,5... 11,5

11,5...17,0

17,0...21,5

21,5...26,5

26,5...30,0

До 0,5

0,5... 1,0

1,0...2,0

2,0...3,0

3,0...4,0

4,0...4,5

4,5...5,0

При выборе тягового усилия и соответствующей передачи трак­тора для выполнения работ необходимо стремиться к тому, чтобы буксование движителей не превышало допустимых значений: до 5 % — для гусеничных тракторов; до 15 % — для колесных тракто­ров со всеми ведущими колесами; до 18 % — для колесных трак­торов с двумя ведущими колесами.

Потери мощности, затрачиваемые на преодоление подъема, Nпод, кВт, на основании известных законов механики можно определить по формуле

Nпод = mтgvsina

где а — угол подъема, °.

Мощность, затрачиваемая на преодоление подъема, особенно при работе на поле с волнистым рельефом, идет на приращение потенциальной энергии агрегата и при ходе вниз по склону воз­вращается.

Потери мощности на преодоление сил инерции NK, кВт, возника­ют при трогании агрегата с места. Данная мощность, возникаю­щая временно и затрачиваемая на ускорение движения агрегата, идет на приращение кинетической энергии агрегата и при его замедлении возвращается. Современные тракторы имеют коэффи­циент запаса тягового усилия 1,05... 1,15, который бывает доста­точным для преодоления временной перегрузки. Величина расхо­дуемой мощности на преодоление сил инерции прямо пропорци­ональна перемещаемой массе и прямолинейно-поступательной скорости движения.

Потери мощности в приводе Nвом, кВт, при включенном ВОМ определяются коэффициентом полезного действия трансмиссии ВОМ.

Суммарная мощность Nвомр = Nпв + Nвом расходуемая на при­вод машин с активными рабочими органами через ВОМ, состав­ляет:

Nвомр =

где Мв — крутящий момент, развиваемый на ВОМ, Н-м; nВОм — частота вращения ВОМ, с"1; Nвом — КПД трансмиссии ВОМ (Nвом = 0,88. ..0,93).

Расходуемые мощности Nтр, Ncn, N6, Nn,B не затрачиваются на технологический процесс (невозвратимые), следовательно, необ­ходимо стремиться к их уменьшению.

«Полезную мощность трактора (NKp + NBOM) можно определить исходя из баланса мощности как разность между эффективной мощностью двигателя Ne и суммой потерь мощности. Мощность, развиваемую ВОМ и затрачиваемую на привод ра­бочих органов машин NBOM, кВт, можно определить по формуле