Система машин в лесном хозяйстве: Учебное пособие. Главы 8-15, страница 52

где w— угловая скорость ВОМ, рад/с.

При работе с выключенным ВОМ вся полезная мощность дви­гателя реализуется на тяговые процессы — NKp.

Коэффициент полезного действия (КПД) трактора показывает степень использования эффективной мощности двигателя на по­лезную работу. Общий (полный) КПД трактора лоб определяется по формуле

Тяговый (крюковой) КПД трактора цкр определяется по фор­муле

При работе в наиболее выгодном, оптимальном режиме тяго­вый КПД гусеничных тракторов (на рыхлой и плотной почве) составляет 0,68...0,75, колесных со всеми ведущими колесами — 0,60...0,70, а с двумя ведущими колесами — 0,50...0,60, так как буксование колесных тракторов больше, чем гусеничных.

Тяговое усилие — это горизонтально приложенная при движе­нии самоходной машины (трактора) составляющая сила, способ­ная преодолеть сопротивления рабочих машин, которые возника­ют в процессе их работы. Тяговое усилие, которое соответствует номинальной тяговой мощности, называют номинальным расчет­ным тяговым усилием Ркрноы.

Тяговое усилие, при котором глохнет двигатель, называют максимальным тяговым усилием на данной передаче Ркр тах.

Отношение Ркр тгхкр.н0М = К3 называют коэффициентом запаса тягового усилия, значение которого у современных тракторов со­ставляет 1,05... 1,15.

Расчетное тяговое усилие на крюке трактора Ркр, Н, можно определить по формуле

                                

                                        (14.2)

где v — действительная скорость движения трактора, км/ч.

Тяговые свойства трактора зависят от многих факторов, в том числе от типа ходовой части движителей, свойств почвы и ее ме­ханического состава, влажности, плотности и других, влияющих на величину потерь мощности при перемещении и буксовании, а также на силу сцепления трактора с почвой. Например, повыше­ние влажности почвы на 1 % по сравнению с оптимальной влажностью приводит к понижению тяговой мощности колесных трак­торов на 1,5...2,0%, гусеничных — на 0,7... 1,0%.

Тяговое усилие трактора, реализуется в виде касательной силы тяги, которая образуется в результате действия крутящего мо­мента, передаваемого от двигателя на привод ведущих колес трак­тора.

Касательная сила тяги обеспечивает поступательное движение трактора в результате взаимодействия колеса (гусеницы) с поч­вой, и в зоне их сцепления (контакта) образуется толкающая, или реальная, движущая сила. Возможное максимальное значение движущей силы Ра зависит не только от мощности двигателя, но и от силы сцепления трактора с почвой. Максимальное значение движущей силы, которую можно использовать в тяговых агрегатах для выполнения полезной работы, достигается если Рп < Рсц.

Сила сцепления (сцепная сила) трактора Рси, Н, с учетом пре­одоления подъема определяется по формуле

                                                                       (14.3)

где Ксц — коэффициент сцепления движителей трактора с по­чвой; GTсила тяжести трактора, Н; а — угол подъема, '.

Значения коэффициента сцепления движителей трактора с почвой приведены в табл. 14.3.

Силу тяжести GT, H, трактора (рабочей машины, орудия) мож­но выразить через его массу тТ, кг, и ускорение свободного паде­ния g (которое составляет 9,80655 м/с2, а при технических расче­тах принимается 10 м/с2) по формуле

Таблица 14.3

Значения коэффициента сцепления движителей тракторов с почвой

Характеристика поверхности почвы

Коэффициент сцепления движителей тракторов

колесных

гусеничных

Сухой плотный грунт, залежь, сильно уплот­ненная стерня (суглинистые почвы)

Стерня на суглинках нормальной влажности (суглинки)

Суглинистое поле, подготовленное под посев или свежевспаханное, а также пар и стерня супесей

Сухой песок

Снежная дорога

0,7...0,9

0,6...0,8

0,4... 0,6

0,3...0,4

0,3

1,0... 1,2

0,8... 1,0

0,6...0,7

0,4... 0,5

 0,5 ...0,7