Физика (Часть 1): Учебно-практическое пособие, страница 7

Электропроводность металлов. Носители тока в металлах. Недостаточность классической электронной теории. Электронный ферми- газ в металле, Электронная теплоемкость. Элементы зонной теории кристаллов. Зонная структура энергетического спектра электронов. Уровень Ферми. Поверхность Ферми. Число электронных состояний в зоне. Заполнение зон; металлы, диэлектрики, полупроводники. Понятие дырочной проводимости. Собствен­ные и примесные полупроводники.

Явление сверхпроводимости. Сверхпроводники первого и второго рода. Высокотемпературная сверхпроводимость. Эффект Джозефсона и его приме­нение.

Магнетики. Пара-, диа-, ферро- и антиферро магнетики. Доменная структура. техническая кривая намагничивания. Ферриты.

VI. Современная физическая картина мира

Вещество и поле. Атомно-молекулярное строение вещества. Атомное ядро. Кварки. Элементарные частицы: лептоны, адроны. Взаимопревращения частиц. Сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное взаимодейст­вия. Иерархия взаимодействий. О единых теориях материи. Физическая кар­тина мира как философская категория.

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ . ОСНОВЫ КИНЕМАТИКИ

ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Введение

Предмет физики.

Окружающий нас мир материален. “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая…отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них” (В.И.Ленин,  ПСС,  том 18, с. 131). Неотъемлемым свойством материи и  формой ее существования является движение Движение - это всевозможные изменения материи – от простого перемещения до сложнейших процессов мышления.

Физика (от греч. - природа ) – наука о наиболее  простых , и, вместе с тем, наиболее общих формах движения материи и их взаимных превращениях. Изучаемые физикой формы движения материи (механическая, тепловая и др.) присутствуют во всех высших и более сложных формах движения материи (химических, биологических и др.), и являются предметом изучения этих других наук.

Методы физического исследования

Процесс познания в физике начинается с наблюдения явлений в естественных условиях . Умозрительное обобщение результатов наблюдений приводит к выдвижению гипотезы - предположения о закономерностях, которые требуют проверки и доказательства опытным путем, т.е. постановкой эксперимента. В результате - ошибочные гипотезы ( например, флогистона, эфира и др.) отбрасываются, а на основе правильных, подтвержденных экспериментами, формируется физическая теория.

Физическая теория дает качественное и количественное объяснение целой области явлений природы с единой точки зрения - вскрывает механизм этих явлений и формулирует их закономерности .

Развитие науки – от опыта к теории, от  теории к опыту - этим не ограничивается . Обнаруживаются новые области явлений и факты, объяснение которых не укладывается в рамки существующей теории и требует выдвижения новых гипотез. Новые открытия ведут к исправлению или дополнению  теорий, созданию новых, более глубоко и точно отражающих  объективные закономерности природы.

Новая теория не всегда отрицает старую, чаще всего включает ее в себя как часть, частный случай, т.е. является более широкой и всеохватывающей (например, классическая механика стала составной частью релятивистской механики). Таким образом, по непрерывно восходящей  спирали идет развитие науки.

Роль физики в развитии техники

Физика является фундаментом развития техники.  Примером этого может служить создание новых современных отраслей техники. Ядерная энергетика выросла из физики атомного  ядра, - электроника - из физики твердого тела, лазерная техника – из оптики и теории электромагнитного излучения.

Связь с техникой носит двусторонний характер. Развитие техники дает новые, более совершенные, более точные  приборы и методы исследования, позволяющие проникнуть вглубь строения  вещества. Например ускорители частиц  дали возможность открытия и изучения новых элементарных частиц, создания искусственных химических элементов.