Содержание и задачи дисциплины «Кадровое делопроизводство». Основные понятия, системы документирования управленческой деятельности, страница 5

В данной теме следует изучить, как готовятся и оформляются основные виды документов, регламентирующих трудовые отношения. Но, прежде всего, необходимо начать со штатного расписания – документа, определяющего структуру организации, численность должностей каждого наименования в конкретных структурных подразделениях и в целом в организации.

Штатное расписание на основании утвержденной структуры и штатной численности готовит отдел кадров по форме № Т-3 (форма документа унифицирована). Необходимо изучить порядок подготовки, согласования, визирования, утверждения документа (а также изменений, вносимых в штатное расписание).

Необходимо хорошо представлять функции штатного расписания, знать, что данный документ является обязательным, который составляется и утверждается ежегодно по состоянию на 1 января.

Важным организационным документом является Положение.

Положение – представляет собой документ, который регламентирует организацию работы предприятия в целом или его отдельных структурных подразделений.

Положение о персонале устанавливает принципы трудовых взаимоотношений, способы организации труда на предприятии, основные обязанности администрации и персонала. Положение о персонале – это новый организационный документ, пришедший в Россию из-за рубежа после 1991 года. Ранее повсеместно использовался такой документ, как Правила внутреннего трудового распорядка, который распространен в организациях и в настоящее время. В качестве основы для его составления в конкретной организации используются Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих, служащих предприятий, учреждений, организаций. В современных условиях в основе правил внутреннего трудового распорядка (также как и Положения о персонале) лежат коллективные договора и соглашения.

В процессе изучения темы необходимо ознакомиться со структурой и порядком оформления этих документов.

Положение о структурном подразделении не является обязательным для организации документом. Вместе с тем, его наличие целесообразно при реальном делении организации (предприятия) на структурные звенья, на которые возлагаются самостоятельные задачи, функции, ответственность. Обязанность разработки Положения о структурных подразделениях, как правило, возлагается либо на отдел организации и оплаты труда, либо, при его отсутствии, на отдел кадров или юридический отдел.

Необходимо хорошо представлять себе структуру данного документа, порядок разработки и оформления, также как и порядок подготовки должностной инструкции, необходимой в любой организации. Должностная инструкция представляет собой правовой акт, который регламентирует организационно-правовое положение работника, его обязанности, права, ответственность, и который обеспечивает условия эффективной работы сотрудника.

Необходимо изучить разделы этого документа, порядок разработки, оформления, согласования, ответственность за его подготовку, порядок доведения до работников, внесения изменений и дополнений.

Среди распорядительных документов, регламентирующих трудовые отношения важное место занимают приказы по личному составу, составляемые кадровой службой организации. Такими приказами оформляются прием, перевод, увольнение работников, предоставление отпусков, командировок, изменение условий труда и его оплаты, присвоение разрядов, изменение анкетно-биографических данных, поощрения, взыскания и т.д.

В процессе изучения темы необходимо уяснить, какие документы являются основанием для оформления приказов по личному составу. Необходимо также знать, что оформление и ведение приказов по личному составу отличается от приказов по основной деятельности при том, что используются одинаковые бланки для приказов.

По видам приказы по личному составу подразделяются на простые (индивидуальные), которые содержат информацию только об одном сотруднике, и сложные (сводные), которые содержат информацию о нескольких сотрудниках (независимо от того, под какие управленческие действия они подпадают). Это может быть прием, увольнение, перевод и др. Важными принципами составления сложных приказов является следующие: