Содержание и задачи дисциплины «Кадровое делопроизводство». Основные понятия, системы документирования управленческой деятельности, страница 2

Наряду с вопросами-тестами для самоконтроля по изучаемым темам Вам также предлагаются контрольные задания для проверки усвоения материала (тоже в виде тестов). Ответы на предлагаемые вопросы предназначены для последующей их проверки преподавателем – консультантом (тьютором).

Предложенные задания имеют разную степень сложности. На общую часть вопросов-тестов ответы Вы можете найти в рекомендованном учебником пособии, а также справочном пособии по кадровому делопроизводству, указанному, в частности, в списке дополнительной литературы. Некоторые же вопросы требуют использования ряда дополнительных материалов по темам курсов, которые следует подобрать в библиотеке самостоятельно.

После организационных и методических рекомендаций по изучению дисциплины «Кадровое делопроизводство» перейдем к обзору учебного материала по темам курса.

Структура курса состоит их 5-ти тем.

Тема 1. Содержание и задачи курса. Основные понятия системы документирования управленческой деятельности

Первая тема, являясь вводной, содержит ряд основополагающих понятий и определений, а также этапы развития системы документирования в управлении организаций, в целом, и кадрами, в частности.

Значение кадрового делопроизводства в условиях рыночной экономики обусловливается усилием роли кадровых служб в современной организации.

Целью изучения курса «Кадровое делопроизводство» является освоение основ документирования в организации в свете требований действующего Трудового Кодекса Российской Федерации, а также получение практических навыков кадрового делопроизводства.

Основной упор при освоении курса делается на изучение нормативных документов, положений, стандартов, регламентов, инструкций, технологии подготовки и оформления основных видов документов в кадровой службе, ведение трудовых книжек работников, порядок работы с документами по личному составу, изучение компьютерных технологий в делопроизводстве кадровой службы.

Документ – это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и в пространстве.

Способы отражения информации могут быть различными: текст, чертеж, рисунок, фотография, звукозапись и прочее.

Документ, выступая одновременно как предмет труда управленческого работника и как его результат, может отражать факты, события, практическую и мыслительную деятельность человека. При этом документ выполняет целый ряд функций: информационную, организационную, коммуникативную, юридическую, воспитательную и целый ряд других. Все они, в конечном счете, обеспечивают всестороннюю деятельность организации и эффективное управление персоналом предприятия. В процессе изучения данной темы необходимо детально разобраться с содержанием функции, выполняемых документами.

Отдельный документ – это единственный акт документирования деятельности организации или ее подразделения. Совокупность же взаимосвязанных и взаимодействующих документов представляет собой систему документации.

В практике делопроизводства используются различные системы документации, которые между собой взаимосвязаны и соподчинены.

Высший уровень системы документации – общая (целостная) система, является общегосударственной. Она, в свою очередь,  состоит из множеств подсистем.

Все действующие подсистемы документации можно классифицировать по различным признакам. На практике чаще всего выделяют функциональные и отраслевые системы документации. Первые присущи всем органам управления (например, плановая, отчетно-статистическая и другие), вторые – функционируют и отражают деятельность органов отраслевого управления (министерств, ведомств и т.д.). В свою очередь, и те, и другие также подразделяются на подсистемы документации по отдельным направлениям деятельности.

Рационально организованный комплекс взаимосвязанных документов, созданных по единым правилам и требованиям, который применяется в определенной деятельности, называется Унифицированной системой документации (УСД).