Предмет естествознания и проблемы моделирования

Страницы работы

Содержание работы

Концепции современного естествознания. Обзорная лекция

для студентов для студентов I курса всех специальностей

Кафедра Философии и социологии

Автор:  проф., д.ф.н. А. К. Матвеев

Вводная часть

Уважаемые студенты!

Вашему вниманию предлагается обзорная (установочная) лекция по курсу «Концепции современного естествознания», подготовленная профессором кафедры философии ВЗФЭИ Матвеевым А. К.

Курс «Концепции современного естествознания» введен в соответствии с государственным образовательным стандартом РФ. Курс предназначен для студентов вузов гуманитарных специальностей, не изучающих в вузе естественные науки. Изучается курс один семестр, заканчивается написанием контрольной работы и экзаменационным зачетом.

Структура содержания обзорной лекции:

1.  Предмет, задачи и структура курса.

2.  Понятие о науке, ее развитии и социальной роли.

3.  Физическая картина мира и ее концептуальные основания.

4.  Химия как наука: основные принципы и законы.

5.  Биологические науки и их роль в познании природы и человека.

6.  Естествознание и его методы в познании.

1. Предмет, задачи и структура курса

Главная задача курса «Концепции современного естествознания» – помочь студентам освоить основы современного естествознания, его концепции и принципы, исходя из которых оно познает природу, объективный мир и, в конечном счете, разрабатывает научную картину мира. Научная картина мира глубоко влияет на мировоззрение современного человека, на осознание его места в мире, на понимание глобальных перспектив человечества. Без этих знаний невозможно правильно ориентироваться в современной культуре, объективно оценивать проблемы и перспективы цивилизации на пороге третьего тысячелетия.

Кроме того, усвоение основных методов и принципов научного мышления, которым пользуется современное естествознание, позволит специалистам гуманитарных и общественных наук расширить профессиональные возможности, вооружить мышление дополнительными средствами познания, которые успешно работают в познании природы. Наконец, сам человек, будучи природным и социальным существом успешнее исследуется, если привлекаются средства из разных наук и интегрируются для решения научных задач, связанных с проблемами человека.

Методы и принципы современного естествознания часто приобретают значение общенаучных и поэтому могут быть использованы и в гуманитарных науках. Усвоение и привлечение таких методов как системно-структурый и структурно-функциональный анализ, ставшие эффективным средством в исследовании экономических проблем, яркое тому подтверждение, хотя зародились они в биологии, хотя сам системный подход известен еще из философии Древней Греции.

Необходимость познания основополагающих идей и понятий современного естествознания диктуется еще и тем, что оно позволяет разумно противостоять давлению разного рода мистическим течениям, расцветающим, как правило, в кризисные периоды, и паразитирующим на духовных трудностях человека, связанных со сменой ценностей и идеалов. Специалист, знающий принципы современного естествознания, может успешно противостоять, с одной стороны, догматизму в мышлении, а с другой, интеллектуальному анархизму. Это позволяет ему вырабатывать взвешенную, объективную и строго обоснованную позицию, как в профессии, так и в гражданских делах.

Одна из задач современного высшего образования - развитие творческого мышления у будущих специалистов. Оно позволит им лучше адаптироваться ко все более ускоряющимся процессам социально-экономической реальности и более эффективно решать встающие в связи с этим научные и практические проблемы. Курс «Концепции современного естествознания» должен способствовать обогащению творческих возможностей будущего ученого или специалиста в области общественно-политической и социально-экономической деятельности.

Похожие материалы

Информация о работе