Предмет естествознания и проблемы моделирования, страница 4

Поскольку человек существует как в природе, так и в культуре, обществе; то, следовательно, ему одинаково необходимо знать и то и другое, т.е. уметь синтезировать естественные и гуманитарные знания. Следовательно, необходимо знать какую роль играет наука не только в развитии материальной, но и духовной культуры.

Роль науки в культуре XXI века существенно возросла, она глубоко предопределяет все сферы деятельности человека: производство, медицину, военное дело и т.д. Кроме того, наука глубоко проникла в познание природы человека, тайн его психики и т.д. Все это требует оценки места, роли, возможностей и предела вторжения науки в человеческую жизнь. Возникает задача нравственного понимания науки этического исследования ее самой и ее результатов, т.е. задача разработки этики науки и самосознания науки.

3. Физическая картина мира и ее концептуальные основания

Во  второй главе учебника и Разделе I учебного пособия Иконниковой Н.И. (см. оглавление) Вы найдете материал, посвященный анализу сущности науки; логике и закономерностям ее развития; изучению природы научного метода; современным тенденциям и закономерностям развития научного знания о природе и Вселенной в целом. Наука рассматривается как общественный способ познания, так как наряду с ней в обществе существуют способы производственного и художественного освоения действительности. Существует наука в форме системы объективно истинных знаний о природе, обществе и человеке. Наука в XXI веке это профессиональная деятельность по добыче информации, доведения ее до кондиции научного знания, поиску путей и методов его эффективного использования.

Наряду с научными знаниями, в обществе существуют различного рода знания вненаучного происхождения (результат других форм общественного сознания): религиозные, моральные,  эстетические и т.д., существует обыденное сознание, связанное с индивидуальным опытом человека. Научное знание имеет принципиальные отличия. Прежде всего, оно формируется в соответствии с принципом объективности; оно логически или математически доказательно и эмпирически проверяемо; развивается в форме эмпирических фактов, теоретических систем принципов или законов. Возникло научное познание 2,5 тыс. лет назад, а собственно в науку современного типа превратилось с XVII века. С XX века наука существует в различного рода институтах и представляет собой развитую отрасль общественного производства.

Познание в науке осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. В соответствии с этим в структуре научного знания можно выделить основные элементы: установленные и исходные эмпирические факты; понятия и принципы, обобщающие эти факты; система объяснений, доведенная, как правило, до установления определенных законов; теоретическая модель объекта, введенная в контекст складывающейся на данном этапе научной картины мира. Истинность научных знаний проверяется различными способами – практическим внедрением, эмпирической подтверждаемостью или возможностью эмпирического или теоретического опровержения в конкретных границах познания. Главное заключается в том, что любой способ проверки на истинность должен быть свободно и независимо воспроизводимым. Таким образом, наука требует рациональности познания; понимания содержания знания, границ его истинности и способов проверки. Рационализм – основной идеал научного мышления, постепенно становится общепринятым и для других сфер общественной жизни.

Несмотря на грандиозные успехи науки, знания ее относительны и ограничены. Ограниченность науки обусловлена следующими факторами: субъективностью восприятия объектов познания; опыт человечества так же всегда ограничен историческим условием развития. Непознанный мир всегда шире познанного. Человек оснащен познавательными средствами, эвристические, технические и технологические возможности которых всегда ограничены и конечны. Сам человек существо макроскопическое, но ему приходится познавать объекты микромира и мегамира, чувственно-образное отражение которых ему не доступно. И, наконец, всякая научная теория конкретна и не может иметь неограниченных познавательных и объяснительных возможностей.