Предмет естествознания и проблемы моделирования, страница 2

Изучение курса позволит так же уяснить, как наука в XX веке сообщила всем процессам общественной жизни ускорение и динамизм, преобразовывая, с одной стороны, наше понимание Природы и Космоса, места человека во Вселенной и на Земле; а с другой – углубила понимание «тайн» нашего «Я», законов социальной эволюции, исторических изменений форм общества, форм культуры и цивилизации, и, наконец, форм человеческого разума, форм рациональности в истории культуры человечества. Новое мышление, добытое наукой, является едва ли не самым важным событием современной цивилизации, а может быть и более важным, чем сами открытия науки и техники.

Как целостное знание курс «Концепции современного естествознания» имеет свой объект – целостную картину мира и свой предмет – законы природы, раскрывающие различные стороны этой единой картины мира, и научно-теоретическое и научно-экспериментальное мышление, которое осуществляется в комплексе естественных наук.

Научное мышление в естествознании развивается в сложных формах исследовательской деятельности по освоению природных и космических явлений. В нем можно усматривать четыре основных направления:

1) создание принципов и теорий как основных единиц научного познания;

2) использование философских идей и категорий в качестве методологического базиса;

3) формирование научной картины мира;

4) разработка и осознание научных программ для решения исследовательских задач.

Кроме того, изучая становление и развитие научного мышления, специалист получает возможность мыслить о собственном мышлении, взвешивая его достижения и просчеты и таким образом развивая профессиональное самосознание, развивая способности к рефлексии, то есть к самооценке, самопознанию и, следовательно, к самосовершенствованию.

В науке XXI века замечена существенная специфика и различие в культуре мышления гуманитариев и естественников. Мышление гуманитариев отличается более развитым ценностным отношением к реальности. В таком мышлении логическая и формальная строгость размываются и отходят на второй план по сравнению с содержательностью и смыслами. Это ограничивает возможности доказательности и особенно математизации рассуждений. В этом можно усматривать недостаток этого мышления. В мышлении естественников, наоборот, формально-логический, математический и строго формализованный способ доказательства превалирует и как бы заглушает ценностно-содержательный аспект, что так же не может не давать негативных последствий. Изучение концепций современного естествознания позволяет понять эти крайности и уменьшить разрыв между естественно-научной и социогуманитарной составляющей современного научного мышления. Все это должно способствовать развитию профессиональных качеств современного выпускника вуза.

В учебнике и учебном пособии Иконниковой Н.И. анализ концепций и принципов естествознания, дается в развитии, выделяется три этапа или три уровня этого развития:

1) концепции классического естествознания, в основном охватывающие период с XVII до конца XIX вв.;

2) концепции современного естествознания (неклассического) с конца XIX в. до 70-х годов XX в.;

3) зарождение и развитие новых идей и концепций в естествознании конца XX в. (постнеклассический). Этот этап ознаменован доминированием идей системного подхода, формированием синергетики, кварковой модели атома и пр.

В соответствии с этой логикой развития дается изложение материала курса. Учебное пособие состоит из восьми глав, каждая из которых сопровождается ключевыми вопросами и тестами, там, где необходимо дается иллюстративный материал (схемы, таблицы и т.п.). Каждая глава завершается списком рекомендуемой дополнительной литературы.

2. Понятие о науке, ее развитии и социальной роли

В первой главе (см. оглавление) дается анализ проблемы соотношения и взаимосвязи культуры человечества в целом и науки, определяется специфика естественных и гуманитарных наук, устанавливается роль этих наук в культурном развитии человечества; в создании материальной и духовной культуры; в развитии природно-социальных условий существования человека; в понимании роли человека как субъекта культуры и науки; в анализе различий роли естественных и гуманитарных наук в познании природы и общества; в формировании как культуры, так и самого человека; в развитии с одной стороны, условий жизни человека, а с другой – в развитии способностей и сущностных сил самого человека.