Предмет естествознания и проблемы моделирования, страница 3

Культура, в широком смысле слова существует как вторая природа, т.е. искусственная среда обитания, сотворенная самим человеком. Таким образом, первое, что следует подчеркнуть: человек в отличие от животных живет как в природе, т.е. в среде обитания, возникшей естественным образом задолго до человека, так и в культуре, т.е. в среде созданной трудом и творчеством человечества, из поколения в поколение производящим и накапливающим материальные и духовные средства жизнедеятельности, превратившихся, наконец, в сложную и гигантскую систему зданий, сооружений; технических и технологических устройств; достижений науки, искусства и философии; социальных, экономических и политических систем. Культура, таким образом, рассматривается как вся совокупность материальных, духовных и социальных средств жизнедеятельности человека, созданных человеком и употребляемых для удовлетворения своих потребностей и собственного развития.

Культура включает в себя три типа средств жизнедеятельности человека или три типа ценностей. Во-первых, материальные ценности, которые имеют витальный, жизнеобеспечивающий смысл. Они удовлетворяют материальные потребности человека. Это предметы потребления, средства производства их. Это – пища, одежда, лекарства и т.д. Во-вторых, духовные ценности, которые удовлетворяют духовные потребности человека – этические, эстетические, научные, религиозные и т.п. Они создаются искусством, наукой, религией, философией и существуют как произведения искусства, религиозные учения, научные знания или философские идеи. В-третьих, это нормы и регулятивы, правила и законы поведения людей; управление их общения и сотрудничества в обществе с другими людьми. Они координируют совместную, общественную жизнедеятельность людей. Это нормы морали, обряды и ритуалы, мировоззренческие или религиозные образцы и идеалы; политические программы или своды юридических законов.

Исторически исходными являются материальные ценности. Чтобы их создавать, человек должен обращаться к природе и ее ресурсам. Для своего существования человек извлекает из природы три типа ресурсов:

1) вещество, которое выступает в качестве сырья;

2) энергию, которая необходима для обработки вещества и создания материального производства и

3) информацию – которая добывается различными способами познания и служит для понимания и управления взаимодействия человека с природой и обществом.

Чтобы целенаправленно и сознательно использовать природные ресурсы, необходимо знать их свойства и качества. Науки о природе, т.е. естествознание и служит этим целям и задачам. Научные знания, добытые здесь, превращаются затем в технику, в технологию производства материальных, т.е. жизнеобеспечивающих или другими словами витальных ценностей. Расширяя границы познания, естественные науки, в конечном счете, разрабатывают картину мира, создают модели Вселенной, а это имеет место уже не только практически – производственный смысл, но и мировоззренческий, а, следовательно, духовный.

Наряду с этим человек использует для жизни ресурсы культуры, общества и своего собственного «Я». Здесь свою задачу выполняют науки об обществе – общественные науки и науки о человеке – гуманитарные науки. Они изучают сущность человека, его способности и виды творчества, развивают эти способности, обогащают содержание культуры, совершенствуют формы и методы общественной жизни. Все эти ресурсы имеют субъективное происхождение и субъективные формы существования.

Естествознание имеет дело с природными объектами, т.е. абсолютно объективного происхождения и поэтому основная его задача – дать знания объективные по-своему смыслу и содержанию. Все что имеет субъективный смысл, в содержание естественной науки не включается. Гуманитарные науки не могут исключать фактор субъективности. Поэтому в содержание наук неизбежно включается оценочный момент, имеющий субъективную природу. Задача естественной науки – знать предмет только объективно: задача гуманитарной науки – знать объект не только объективно, но и в его субъективной оценке и понимании.