Предмет естествознания и проблемы моделирования, страница 16

6. Естествознание и его методы в познании человека

Девятая глава (см. оглавление) посвящена роли естествознания и его методов в познании природы и сущности человека как биологического вида «homo sapiens». Человек - центральное и связующее звено биосферы и культуры, природы и общества. Будучи биологическим видом, он в своем генезисе существенно зависит от предшествующей геопланетарной, химической и в особенности биологической эволюции, а через них с Солнечной системой и возможно за ее пределами. Часто говорят, что наука имеет больше свидетельств в пользу того, что человек – дитя планеты нежели других каких-либо обстоятельств. Многие параметры нашей планеты таковы, что именно только при их соблюдении возможен человек в том виде каким он возник и существует. Например, физиология и биохимия показали, что в организме человека задействованы именно те химические элементы, которые широко действовали и на предшествующих этапах эволюции. Биологическое происхождение человека подтверждается в частности тем, что в его развитии действуют многие принципы биологической эволюции: изменчивость, наследственность и т.п. Кроме того существует идентичность в биохимии живого, в клеточном, тканевом, органовом, анатомическом и т.д. строении. Дарвин в XIX в. выдвинул идею происхождения человека от обезьяны и с тех пор она углубляется и все более основательно подтверждается. Например, современная генетика установила, что 90% ген у шимпанзе и человека идентичны. Существует целый ряд других свидетельств в пользу биологического родства приматов и человека.

Антропология достаточно тщательно исследует генезис человека как особого биологического вида. Она углубилась в прошлое его эволюции более чем на 10 млн. лет; она может показать как шла эволюция человека последние 2 млн. лет; установив, что для этого «дали» австралопитеки, питекантропы, синантропы и неандертальцы. Генетика, цитология, анатомия и физиология дают массу подтверждений выводу о том, что человек высший продукт биологической эволюции, генетически связан с ней и без нее существовать не сможет. Таким образом, если для других наук человек существо общественное и социальное, то для биологии он прежде всего существо биологическое.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке одна из самых трудных для современной науки. Человек как «homo sapiens» создал свою среду обитания – социум и теперь уже невозможен без социальных качеств, без опыта и наследия социальных достижений. Поэтому можно утверждать, что эволюция человека идет под влиянием двух программ: 1) биогенетической и 2) социальной. Отсутствие одной из них делает «homo sapiens» невозможным. Существуют новые разделы в науке, которые пытаются изучить биосоциальную сущность человека – это социальная биология, биоэтика, социогенетика и генетика человека и т.д. Установлено, что понятия генотип, фенотип и многие другие работают при исследовании сущности человека. В целом существует задача, чтобы проследить действие многих факторов, влияющих на формирование биосоциальной сущности человека: биологические задатки, передаваемые по наследству в генах, социокультурные факторы и особенности способов жизнедеятельности человека в обществе, наличие интеллекта, разума и т.д.

Успехи генетики и социобиологии показали, что человек, как и другие биологические существа, имеет комплекс фундаментальных биологических потребностей. Но в отличие от даже высших приматов, он удовлетворяет эти потребности в социальной и цивилизационной форме. Таким образом, в понимании сущности человека недопустимы как биологизаторские так и социологизаторские крайности. Человек – это существо, эволюция социальной сущности которого имеет глубоко эшелонированное биологическое основание.

В связи с достижениями генной инженерии и биотехнологии открылись возможности целенаправленного влияния на изменчивость и наследственность в развитии организмов вообще и в частности человека. Это обоюдоострое достижение – оно может быть использовано как в положительных так и в отрицательных целях. Это поставило проблему нравственной и этической ответственности ученых перед человечеством. Возникла и интенсивно развивается биоэтика, перед которой стоят очень важные нравственные и мировоззренческие проблемы.