Бердяев Николай Александрович. Основные положения его философии

Страницы работы

Содержание работы

Бердяев – марксист на заре века, по происхождению из богатых аристократов, человек, который всегда каялся за изменения в своем миросозерцании: с марксистского – на глубоко религиозный, а под конец жизни, напротив, за чрезмерное увлечение Советами, из-за чего от него отвернулась значительная часть русской эмиграции.

           Наиболее знаменательным событием для него и многих его друзей стало его обращение к Православию. В одной из своих статей Бердяев сказал: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы». Так Бердяев обратил внимание на важнейшую роль личности в установлении общественной жизни.

В книге «Судьба России», где автор, начиная с общих рассуждений, переходил к болевым проблемам и заканчивал задачами политики и общественной жизни, главная роль отводится тому, что у России есть особенная роль, поэтому ее судьба так отличается от судеб других стран. Эта особенная роль состоит в том, что «Россия призвана быть освободительницей народов», т.е. ее призвание состоит в том, чтобы сделать так, чтобы во всем мире духовное преобладало над материальным.

Прийти к выводу о том, что у России особенная роль, автора заставило то, что Россия всегда считалась страной противоречивой. Например, говоря о могущественной государственности России, автор отметил, что эта государственность была достигнута самым безгосударственным народом, который отказывался создавать государственную жизнь. Бердяев писал: «Русская безгосударственность – не завоевание себе свободы, а отдание себя, свобода от активности». По мнению автора, эта «свобода от активности» своего рода рабство русского человека перед внешним миром, поэтому Бердяев призывал русский народ освободиться от этого рабства. Я думаю, и на самом деле мы во многом сами были виноваты в том, что так жили и живем до сих пор, но всегда пытались найти кого-то виноватого в этом. Оно, может, и верно, что на наше сознание действуют «внешние силы»,  но дело, наверное, и в нашей слабости: ведь мы по-прежнему стремимся быть похожими на тех, кто живет лучше нас, только перенимаем мы у них не только хорошее. Чтобы лучше это понять, возьмем, к примеру, те же самые американские фильмы, в которых все такие богатые, сильные, авторитетные, и мы стремимся быть похожими на них, но вместо хорошей жизни, к сожалению, мы получили только рост преступности и снижение нашей культуры. Об этом и говорил Бердяев: что как только мы перестанем равняться на внешний мир, мы достигнем больших высот в духовной жизни. Но здесь, я думаю, он был прав отчасти, потому что, живя в абсолютной изолированности, по принципу: «Россия – страна безграничной свободы духа, страна странничества и искания Божьей правды», и, отвергая внешний мир, мы не сможем развиваться как государство.

Большое внимание Бердяев уделил марксистской теории и личности Ленина. Было высказано множество точек зрения. Что касается революции, то о ней Бердяев сказал: «Счастливых революций никогда не бывало. Революция есть рок и стихия, и ее нельзя направить, как нельзя ее остановить. И большевики не направляли революцию, а были лишь послушным ее орудием. Большевизм был извращенным, вывернутым наизнанку осуществлением русской идеи, и потому он победил. Помогло то, что у русских очень слабо иерархическое чувство, но очень сильна склонность к автократической власти».

Говоря о власти и ее формах, о ее средствах и целях следует отметить, что социализм, в противоположность демократии, имеет предмет устремления, хочет решить все вопросы жизни любой ценой. При этом господство в мире принадлежит самой идее. Носителем “идеи“ является избранное меньшинство, и именно ему принадлежит вся полнота власти. Право на свободное волеизъявление принадлежит лишь избранной части пролетариата, обладающей истинно социалистической волей. Всех рабочих, которые не сознали “идеи“ пролетариата, лишают права на изъявление воли. Отсюда тираническое господство меньшинства. Социализм принципиально не может предоставить никаких свобод своим противникам, инакомыслящим. Он хочет решить судьбу человеческих обществ, отрицая свободу духа.  «Совершенно несостоятельной нужно признать свободу безразличия, которая есть механизация свободы. Настоящая проблема свободы должна быть поставлена вне награды и наказания, вне спасения или гибели…». Говоря о свободе, Бердяев так же упоминал, что «Свобода есть внутренняя творческая энергия человека. Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь. Свобода приходит из иного мира, она противоречит закону этого мира и опрокидывает его. Свобода есть сознание долга…быть свободным существом, а не рабом. Свобода остается величайшей духовной ценностью, для свободы можно, и должно жертвовать жизнью». Эти мысли, высказанные по поводу свободы, объясняют многие поступки Ленина. Но мне кажется, что лишь человек, который не обладает высокими душевными качествами, способен на Красный террор. Хотя, как личность в истории, Ленин, заслуживает внимания, потому что мы тоже создаем наше будущее, и в наших силах не повторить Красного террора, потому что он тогда, приобретет еще более ожесточенный характер. 

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Рефераты
Размер файла:
32 Kb
Скачали:
1