Защита окружающей среды при до­быче, транспорте и хранении нефти и газа, страница 8

тельствует о хроническом загрязнении морской среды. Процесс этот проходит особенно быстро при попадании в море тяжелой нефти и ее фракций. В этом случае накопленные загрязнители в донных отложениях сохраняются длительное время, но при шторме они могут повторно загрязнять морскую среду. Загрязне­ние морских вод будет значительно возрастать, если учесть интен­сификацию добычи нефти в континентальных шельфах капитали­стических стран, где запасы углеводородов оцениваются в 7 млрд. т, или 17% установленных мировых запасов.

Большое количество нефти и нефтепродуктов попадает в мор­скую среду при авариях танкеров, несмотря на использование -современного навигационного оборудования. По отдельным зару­бежным данным в результате аварий ежегодно теряется 200 тыс. т нефти и нефтепродуктов, что составляет 10% общего объема соот­ветствующих потерь при'танкерных операциях и около 4% общего объема загрязнителей, поступающих ежегодно в океаническую среду.

Особенно серьезный ущерб возникает при авариях крупных танкеров, в результате крайне губительное действие нефтяных загрязнений сказывается на морских птицах. Достаточно указать, что только в результате самой крупной аварии за всю историю танкерного флота (случай с танкером «Амоко Кадиз»), проис­шедшей у побережья Франции в начале 1978 г., погибло около 20 тыс. морских птиц, потеряно около 80% годового урожая мор­ских водорослей и практически полностью уничтожена популяция промысловых устриц.

По другим зарубежным источникам подсчитано, что только в результате нефтяного загрязнения в Северном море и Северной Атлантике ежегодно погибает от 150 до 450 тыс. морских птиц.

За последние годы заметно увеличивается загрязнение морей и океанов пелагической смолой, в которой обнаружено присут­ствие хрома, никеля, железа, кусочков окиси железа (ржавчина). Значительное количество пелагической смолы обнаружено в Тир­ренском и Ионическом морях. Таким образом, массовое загрязне­ние морских вод обусловило серьезное, глубокое изучение и науч­ный подход к охране морской среды.

Научный подход к охране морской среды связан прежде всего с оценкой современного состояния загрязнений морей и океанов и их влияния на естественные условия. Это, в свою очередь, выдви­гает на первый план выбор рациональных направлений в комп­лексном исследовании внешней среды и ее изменений под воздей­ствием человека.

В данной книге затрагиваются лишь некоторые аспекты эколо­гического воздействия нефтяных загрязнителей на морские системы. Несмотря на то, что методы борьбы с нефтяными загрязнениями водоемов и морей в отечественной практике изучены довольно подробно, отдельные проблемы вредного влияния нефти и нефтепродуктов на обитателей рек, морей и океанов требуют более углубленного изучения.

15


Изучая вредное воздействие нефтяных загрязнений на живые организмы моря, б. Гипроморнефть отмечает, что пока еще нет четкого ответа, какие рыбы, ракообразные, птицы, млекопитающие могут существовать в возникающем теперь биоценозе в связи с происходящим изменением видового состава обитателей морей и океанов. Важной проблемой-продолжают оставаться возможные последствия потребления человеком в пищу рыб, креветок, крабов, устриц, водорослей и т. д., в организмах которых накапливаются наиболее опасные полициклические ароматические углеводороды, обладающие канцерогенными свойствами.

Останавливаясь на вопросах отрицательного воздействия неф­тяных загрязнений на жизнедеятельность морских организмов, следует отметить, что по данным исследований Грузинского отделения ВНИРО установлено, что нефть отрицательно влияет на физиологические процессы морских обитателей, вызывает пато­логические изменения в различных тканях и органах, нарушает работу ферментативного аппарата и нервной системы. Сравни-^ тельно небольшие, считавшиеся безвредными загрязнения нефтью вызывают у рыб, моллюсков изменения 'состава крови и нарушают углеводный обмен. Особенно вредно влияние даже незначительных концентраций нефтепродуктов на развивающиеся организмы рыб.