Защита окружающей среды при до­быче, транспорте и хранении нефти и газа, страница 17

В зависимости от числа скважин, расположенных на платфор­ме, и выполняемых операций и процессов технологическая схема обустройства стационарной платформы может быть уменьшена с соответственным сокращением числа поставляемых блоков. Автоматизация технологических процессов добычи нефти на ста­ционарных платформах предусмотрена на базе серийных приборов, выпускаемых в обычном, тропическом и виброустойчивом испол­нении.

Предлагаемые технологические схемы сбора в полной мере отвечают современным требованиям охраны морской среды от загрязнений. В настоящее время для решения проблемы полного прекращения загрязнения Каспийского моря б. Гипро-морнефтью разработаны и предлагаются к внедрению техниче­ские средства и сооружения (блочное оборудование), позволяю­щие уже сейчас вести разведку и разработку нефтегазоконденсат-ных месторождений без сброса в море загрязняющих веществ, вредных для флоры и фауны.

К этим средствам и сооружениям относятся следующие.

Специальные контейнеры для сбора и вывоза судами выбурен­ной породы (бурового шлама и мусора).

Суда, оборудованные под перевозку на другие платформы для повторного использования (при необходимости и на береговые

'28


глинозаводы для регенерации) избыточного глинистого раствора, утяжелителей, химических реагентов и горюче-смазочных веществ.

Герметизированный настил морской платформы с емкостью для сбора стоков.

Большой комплекс блочного оборудования, устройств и соору­жений, предотвращающий загрязнение морской среды и исполь­зуемый для различных технологических процессов бурения, добычи и транспорта нефти и газа.

Устройства для локализации 'и сбора плавающей нефти в открытом море.

Назначение и технологические параметры блочного оборудова­ния для различных технологических процессов бурения и добычи нефти рассматриваются в последующих главах книги.


Глава II

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ

ПРИ БУРЕНИИ, ДОБЫЧЕ И ТРАНСПОРТЕ НЕФТИ

И ГАЗА НА МОРСКИХ МЕСТОРОЖДЕНИЯХ

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ МОРЯ ПРИ БУРЕНИИ СКВАЖИН

По классификации б. Гипроморнефти основные загрязнители при бурении морских нефтяных и газовых скважин следующие. Химически обработанные и утяжеленные растворы:

1)  органические вещества — гуматный порошок, нефть, графит,
нитролигнин, полифенольный лесохимический реагент (ПФЛХ),
сульфонолокзил,   сулькор,   кар'боксилметилцеллюлоза    (КМЦ),
сульфит-спиртовая барда (СОБ);

2)  минеральные растворы — барит, каустическая сода, кальци­
нированная сода, хромпик, хлористый кальций, известь.

Выбуренная порода — компоненты химически обработанного •бурового раствора, породы, слагающие разрез (песчаник, глина, ангидрид и др.).

Буровые сточные воды—i химические реагенты, барит, песок, глина.

Горюче-смазочные материалы (ГСМ) —дизельное топливо, авиационное масло, смазки.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ СБОРА И ВЫВОЗА БУРОВОГО ШЛАМА

Физико-химические свойства бурового раст­вора и шлама. Существенное влияние на обитателей морской «фауны оказывает наличие в морской воде бурового раствора большой 'концентрации, шлама, а также различных химических реагентов, используемых для приготовления 'бурового раствора. Физико-химические свойства бурового шлама для различных интервалов бурения морских скважин приведены в табл. 3.

В состав химически отработанного бурового раствора входят: стабилизаторы — углещелочной реагент (УЩР), карбоксилметил-целлюлоза (К'МЦ), сульфит-спиртовая барда (ССБ); понизители вязкости — нитролигнин, полифенольный лесохимический реагент (ПФЛХ), окзил; добавки неорганического происхождения — сода, ароматы, щелочи; профилактические добавки нефти, сульфонола и графита.

Лабораторными исследованиями установлено, что количество глины в шламе в различных интервалах химической обработки

30


бурового раствора колеблется от 30 до 90%, утяжелителя — от 10 до 30%, химических реагентов органического происхождения —* до 8%, в том числе нефти до 4%  и водорастворимых  солей до 6%.