Защита окружающей среды при до­быче, транспорте и хранении нефти и газа, страница 52

Разделение пластовых вод на самостоятельные технологиче­ские потоки в зависимости от физико-химических характеристик добываемых вод и подбор необходимого деэмульгатора для каж­дого потока в отдельности.

90


Подготовка сточных и пластовых вод по закрытым системам в целях предотвращения попадания кислорода (НГДУ Жигулевск-нефть, Первомайнефть, Чапаевскнефть и др.).

Не менее важным направлением по борьбе с коррозией долж­но быть и внедрение эффективных ме­роприятий по отделению газа и песка на устьях скважин и транспортирова­нию воды до кустовых насосных стан­ций под давлением 2—3 МПа. Целесо­образно также изыскивать пути умень­шения длины водоводов с прокладкой их на небольших глубинах и в тепло­изоляции.

Многочисленные исследования ВНИИСПТнефти подтвердили, что ос­новная причина аварий на водоводах в районах добычи нефти — коррозия металлов.

За последнее время частота по­вреждений из-за коррозии на трубо­проводах в Башкирии достигла 0,88 случая на 1 км протяженности, соот­ветственно в Татарии 1,48, Куйбышев­ской области 0,74 и в Азербайджане 1,24 случая.

По данным ВНИИСПТнефти в це­лом по всем нефтедобывающим пред­приятиям количество аварий на водо­водах на 1 км действующей трубы за 1974 г. составило: на подводящих во­доводах— 0,447, на нагнетательных водоводах — 0,341.

Рис. 34. Схема установки ти­па УВКС-2Р

ВНИИСПТнефть приводит сле­дующие соотношения величин раз­лива нефти вследствие аварий (в %)..

Коррозионные разрушения труб   .....                                                                                                 50,1

Некачественное  проведение   строительно-монтаж­
ных   работ     ..........                                                                           19,8

Прочие причины      .    .    ................................................ ............................................................................................. 18,2

Значительно увеличивается количество аварий на водоводах, перекачивающих сточные воды, содержащие сероводород, что на­глядно видно на примере Татарии, где среднее число аварий, при­ходящихся на 1 км действующего водовода (по данным ВНИИСПТнефти за 1974 г.), распределяется следующим образом.

Водоводы   пресных   вод......................................     .    0,7

Водоводы сточных вод, не содержащих сероводо­
род   ..........................     ...    .    .    .    .    .2,9

То же, содержащих сероводород   .    .    .    .    .    3,4


91


По нефтедобывающим предприятиям Азербайджана (суша) только в 1976 г. число повреждений в результате коррозии соста­вило: по НКТ—13018, глубиннонасосным штангам—6325, глу­бинным насосам—68 316, ЭЦН—-2295, а затраты на ликвидацию повреждений определились в объеме 4,6 млн. руб. В этом нефте­добывающем районе ежегодно из-за коррозии выбывает 10—15% НКТ, 12% штанг. ^

В значительной степени такое положение характерно и для многих других нефтяных районов. Ежегодный ущерб от коррозии в нефтяной промышленности составляет сотни миллионов рублей плюс большая потеря металла и добычи нефти в результате ава­рий.

В нефтяной промышленности в качестве противокоррозионной защиты можно использовать следующие эффективные методы.

Для обсадки колонн фонда действующих скважин—-катодная защита, позволяющая снизить аварийность в 8—10 раз. Кроме то­го, один из способов предохранения от коррозии внутренней по­верхности обсадных колонн, а также оборудования скважин — спуск НКТ с защитными покрытиями и заливка в затрубное про­странство нейтральной жидкости (опыт Татарии); периодическая дозировка в скважины ингибитора АзНИПИнефть-72.

Защита НКТ, внутренняя поверхность которых покрыта стек­лом, эпоксидными лаками или эмалями. Для глубиннонасосных штанг при их работе в агрессивной среде противокоррозионную защиту обеспечивает ингибирование продукции скважин.