Защита окружающей среды при до­быче, транспорте и хранении нефти и газа, страница 135

1   Ценность конечной продукции при оценке природных ресурсов исчисляет­
ся в централизованно устанавливаемых показателях замыкающих затрат на
эту продукцию.

2   Конечной считается   продукция,   передаваемая   для   последующего   ис­
пользования в другие отрасли народного хозяйства.

15 Зак. 236                                                                                                                            225


выделяются прежде всего основные показатели дифференциаль­ной ценности природных ресурсов — их кадастровая и планово-перспективная экономические оценки. Предметом кадастровой оценки должны быть все эксплуатируемые или подготовленные к эксплуатации (хозяйственно освоенные) природные ресурсы. Планово-перспективная экономическая оценка проводится для недостаточно освоенных (изученных) природных ресурсов.

Кадастровая оценка должна проводиться в составе соответ­ствующих кадастров природных ресурсов. Ее объектом служат все без исключения хозяйственно освоенные природные ресурсы. Планово-перспективная оценка природных ресурсов может прово­диться выборочно, по мере надобности, для проработки соответ­ствующих планово-проектных решений.

Методы использования денежных оценок природных ресурсов в хозяйственной практике должны полностью соответствовать существующему законодательству в области охраны природы и не приводить к нежелательным по социально-политическим соображениям изменениям уровней цен и реальных доходов населения. В современных условиях замыкающие затраты и соот­ветствующие им экономические оценки 'природных ресурсов долж­ны образовать особую расчетную подсистему народнохозяйствен­ных денежных оценок. Эта подсистема должна использоваться не для обслуживания реального хозяйственного оборота средств производства между предприятиями (т. е. не в качестве системы цен), а для создания необходимой расчетно-информационной базы при обосновании планово-проектных решений в сфере приро­допользования. Иначе говоря, оценки природных ресурсов должны в полном объеме учитываться лишь на стадии планирования и проектирования, что не требует изменения сложившегося уровня оптовых и закупочных цен, а также финансовых взаимоотношений в народном хозяйстве.

Денежные нормативы дифференциальной ценности природных ресурсов должны отражаться в государственных кадастрах при­родных ресурсов, а также в балансе основных фондов -предприя­тий и организаций-природопользователей, но не учитываться при определении уровня цен и сметной стоимости строительства. При этом целесообразно установить порядок, при котором все отклоне­ния от установленных норм эксплуатации природных ресурсов (как в сторону экономии, так и в сторону перерасхода) оплачива­лись бы в размере полной кадастровой оценки этих ресурсов не­зависимо от их денежной оценки в составе плановой калькуляции затрат. Так, например, независимо от установленных ставок платы за водопотребление, за расход погашенных запасов полезных ис­копаемых всякий перерасход (или экономия) соответствующих природных ресурсов должен калькулироваться по их кадастровой оценке. В этом случае предприятиям-природопользователям эко­номически выгодно соблюдать нормы рационального природополь­зования даже при сохранении существующего уровня цен на про­дукцию соответствующих отраслей.

226


НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОГО УЩЕРБА

ОТ ИЗЛИВА СТОЧНЫХ ВОД И НЕФТИ

Ущерб окружающей среды, наносимый нефтяным производст­вом, точнее та его часть, которую в настоящее время можно оце­нить в денежной (стоимостной) форме, в то же время ущерб и для различных отраслей народного хозяйства, следовательно, целесо­образнее говорить об ущербе отраслей и народного хозяйства в целом.

Поскольку загрязнения бывают установившиеся (происходя­щие постоянно) и аварийные, то и ущерб следует определять раз­дельно. Знание размеров ущерба необходимо для обоснования вы­бора направлений и очередности капитальных вложений в строи­тельство очистных сооружений, а также для определения и обосно­вания рационального размера затрат на повышение надежности оборудования и сооружений нефтяной промышленности.