Защита окружающей среды при до­быче, транспорте и хранении нефти и газа, страница 148

Затраты на текущие ремонты 1 км водовода вычисляются в [14] как произведение расходов на ликвидацию одной утечки на их число, приходящееся на 1 км (3,6 утечки).

236-3,6 = 850 руб/км.

Суммарные годовые затраты на капитальные и текущие ремон­ты 1 км водовода составляют

4500 + 850 = 5350 руб.

• Подставив полученные результаты в исходное неравенство, ви­дим, что оно сохраняется:

1258<1836<5350.

Следует отметить, что помимо комплексной защиты (покрытие с последующим ингибированием) в качестве противокоррозионных мероприятий применяют каждый из этих методов в отдельности.

При применении ингибиторов неравенство сохраняется

1434<1836<4500, где 1434 руб. — затраты на ингибирование из расчета на 1 км во­довода в год.

При применении покрытий годовые затраты резко возрастают до 4269 руб/км, т. е. приближаются к капитальным вложениям, составляющим 4500 руб/км. В этом случае неравенство принимает вид

1836<4269<4500.

В результате создалась парадоксальная ситуация, заключаю­щаяся в том, что предприятию выгоднее делать отчисления в ре­зервный фонд министерства, чем тратить средства на данный ме­тод защиты (покрытия).

Это еще раз подтверждает вывод о том, что при защите обо­рудования необходимо использовать наиболее экономичные мето­ды. Важно отметить и то, что изъятие отчисления за загрязнение из прибыли предприятий отвечает своему экономическому содер­жанию,

Необходимо особо подчеркнуть, что предлагаемое экономиче­ское мероприятие не имеет ничего общего с системой штрафов, широко применяемых в практике охраны окружающей среды.

246


Действительно, в выведенной формуле нет параметров, учи­тывающих плодородие земель. Кроме того, в формуле фигурирует объем изливаемой агрессивной жидкости и отсутствует потравлен­ная площадь.,

Для создания общей методики оценки и учета ущерба, наноси­мого окружающей среде коррозией, необходимо следующее.

Решить частные задачи по определению платы за загрязнение применительно к различным видам основных фондов и изливаемых сред.

Ввести дополнительные коэффициенты, позволяющие произве­сти коррекцию на плодородие земель.

В соответствии с пп. 1, 2 разработать критерий оптимальности, т. е. экономически целесообразный размер отчислений из прибыли предприятий за загрязнение окружающей среды.

При оценке выполнения производственного плана предприятия­ми по основной хозяйственной деятельности необходимо также учитывать достижения в области охраны окружающей среды на­равне с такими показателями, как план по внедрению новой тех­ники и другие утверждаемые показатели и не взимать плату за эксплуатацию основных фондов, предназначенных для охраны окружающей среды.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей стране охрана окружающей среды — одна из важней­ших государственных задач.

В процессе разработки и эксплуатации нефтяных и газовых ме­сторождений (в том числе и морских) в некоторых случаях имеют место вредные загрязнения нефтью, нефтепродуктами, нефтяными газами и продуктами их сгорания, сероводородом и окислами се­ры, минерализованными сточными водами, буровыми растворами и отходами бурения (шламом), различными ПАВ, используемыми для интенсификации добычи нефти и пр. Следовательно, нефтяная промышленность обязана принимать меры, направленные на за­щиту окружающей природной среды от загрязнений.

На протяжении последних лет одна из серьезных проблем в области охраны природы — предотвращение загрязнений Каспий­ского моря в процессе буровых работ, добычи и транспорта нефти и газа.,

На ближайшую перспективу эта важнейшая проблема должна решаться созданием и широким внедрением новейших технических средств (блочного оборудования), разработанных б. Гипромор-нефтью и охватывающих утилизацию бурового шлама, пластовых и буровых сточных вод, промывку песчаных пробок устройствами, обеспечивающими эффективную очистку песка от нефти, и неко­торых других мероприятий.

В решении проблемы предотвращения загрязнения морей долж­ны принять широкое участие научно-исследовательские институты смежных отраслей промышленности, а также специализированные институты и организации АН АССР.