Основы технологии и экономики горного производства. Конспект лекций, страница 7

Понимание человеческой телесности как двухкомпонентной системы позволяет в новом свете рассматривать и само развитие человека. На основе развития разума и накопления информации во внешнем банке человек оказался способным осваивать фрагменты природы различной системной сложности. Тем самым биоэволюция человеческого рода переходит в особый тип эволюции – историю человечества.

«Неорганическое тело цивилизации», развивающееся в процессе человеческой истории, передается от поколения к поколению, наследуется социально, способствуя тем самым формированию в целом культуры.

Итак, первым важнейшим аспектом бытия человека и его отношения к миру является производство – производственная деятельность, благодаря которой формируются определенные условия его природного существования.

Человек в среде себе подобных. Человек в одиночкупротивостоятьприроде не может, он вынужден постоянно взаимодействовать с себе подобными.

Как производство, так и его развитие исторически постоянно сопровождается общественным объединением труда при совершенствовании профессионализма частных исполнителей отдельных операций единого производственного цикла.

Объединение труда, координация усилий – это тоже деятельность, получившая название – управление.

Управлять – значит быть способным видеть и понимать место узкоспециализированного знания в общем ходе вещей, - способным к анализу прошлого и прогнозированию на его основе будущего. Такая способность формируется только при наличии знаний о знаниях. Последние именуются методологическими.

            Производство и управление им погружены в атмосферу человеческого общения (коммуникаций), пронизано сетью социальных связей, при этом человек проявляет своеобразный вид активности, именуемый поведением. В поведении реализуются как биологические (наследственно закрепленные), так и социальные (культурно закрепленные) алгоритмы-программы, Образование и есть процесс формирования последних при реализации первых. Становление человека определено постоянным расширением и обогащением его социальных связей и отношений. Это закреплено  в понятии – личность. Личность – мера социальности при проявлении индивидуальности человеческой психики в процессе деятельности.

Культура в жизнедеятельности человека. Признав существование программ человеческой жизнедеятельности в виде знаний, навыков, умений, образцов поведения и общения, норм, правил, ценностей, мировоззренческих установок и т.п., логично задать вопрос о том, где они хранятся. Получается, что эти сами программы, существуя в человеке, должны находиться и вне отдельно взятого человека, а передаваться «как зараза». Социальная система, выполняющая функцию хранения, воспроизводства, развития и передачи от одного поколения другому всех необходимых обществу видов и актов деятельности, и составляет сущность культуры.

При этом осуществляется своего рода сортировка и квантификация многообразного, исторически изменчивого социального опыта. Благодаря своеобразной «категориальной упаковке» он включается в процесс трансляции и передачи.

С первым вдохом человек впитывает «социальный воздух» культуры, вооружаясь индивидуально наработанными и социально сохраненными и развитыми средствами природного способа существования.

И так, при рассмотрении взаимодействия человека с миром можно обратить внимание на две его сферы: сферу производства и сферу общения, вложенные друг в друга и характеризующиеся соответствующими формами активности: труд и поведение. Они определены одним понятием: деятельность.

Понятие деятельность формировалось в философии, психологии, социологии, физиологии, физике. Исходный смысл понятия «деятельность» сформировался в немецкой классической философии и исполняет роль методологического, мировоззренческого принципа. В современной редакции оно может быть следующим:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры, (Э. Г. Юдин). В результате перекрестных заимствований приобрело четыре взаимодополняющих и взаимосвязанных понятий – эквивалентов: активность, поведение, труд, работа.