Основы технологии и экономики горного производства. Конспект лекций, страница 16

Таким образом, первый физико-технический эффект горной технологии (с целью разрушения массива) состоит в преобразовании сжимающих усилий в растягивающие напряжения путем создания полости (горна) и использования обнаженной поверхности.

Ну, а эффект перемещения состоится (теперь вполне очевидно) только при наличии полости, преодолевая силу трения. А какие при этом используются физико-технические эффекты – надо поговорить отдельно.

2.3. СТРУКТУРА И ПРОЦЕССЫ ГОРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Аналогия – очень полезная вещь в познании.

PS … Аналогия (греч.) – сходство. Подобие, близость; соотношение двух сходных предметов; выводы из сравнительных заключений. Аналогичный, - ческий способ заключений, по подобию. В. Даль.

Есть дом, в котором мы живем, в котором есть даже моя комната. Есть лифт, на котором я ежедневно приезжаю на восьмой этаж, прохожу по коридору и звоню в пятую квартиру. И вы спросите - причем здесь горная технология. А если поразмыслить по аналогии. Конечно, надо хотя бы кое-что знать об аналогичных предметах. Если кое-что, то ничего не получится, т.к. они качественно различны –  один используется для жилья, другой для добычи полезного ископаемого. Ну, а если в принципах, в основе? В этой плоскости мы можем найти то, что в них сходное и в чем различие. Так, там и там есть помещения. Они между собой взаимно увязаны и имеют определенные отношения, функции. Есть шахта лифта и главный ствол, есть в обоих случаях этажи, коридоры как штреки, орты, есть камеры и комнаты, квартиры и блоки. Ну, полная аналогия. Тогда в чем разница? Оказывается, она есть, и весьма существенная. Дом строим, связывая отдельные блоки в конструкцию, в помещения для жилья, а при создании горных выработок (путем их проведения), отделяем часть массива с целью использования именно отделенного как полезное ископаемое. А получаемые горны используем для проведения новых, либо можем использовать для … жилья. Но, так как в проведении выработок участвует работающий человек, то можно с уверенностью заключить, что горные выработки используются одновременно и для добывания полезного ископаемого и для жилья.

Продолжим рассуждения по аналогии. Как в доме (мысленно, не нарушая основных связей) можем выделить комнаты, квартиры, и все здание, так и в рудном поле: - единичные выработки, выемочные единицы (участки) – блоки, столбы, панели и всю совокупность выработок – рудник, шахта, карьер. Имеем три структурного уровня организации взаимосвязей между элементами – нашими выработками. Они, каждая в отдельности взятая, несут в себе три уровня свойств: единичного, особенного и общего. Общего в том, что все они используются как средство для добывания полезного ископаемого, особенное в определенном функциональном назначении – вскрывающая, подготовительная, очистная. Единичное как конкретное подземное сооружение.

Налицо системность исполнения совокупности выработок и иерархичность структурных связей, строения. Иерархичность имеет место не только в рассматриваемом основном средстве добывания, но и в объекте, претерпевающем преобразования. Можно выделить два уровня – уровень месторождения и уровень массива, слагающего это месторождение.

Происходящие процессы преобразования можно рассматривать с позиции человека – как горные работы, т. е. задачи (задания) и их решение – вскрыть месторождение, осуществить отбойку руды и т. д. Они выполняются опосредованно, применяя определенные средства (на элементарном уровне имеем операции, из операций формируются работы). И эти же процессы рассматриваются с позиций средств, взаимодействующих с объектом преобразования. В этом случае, говорят, имеем дело с технологическими процессами – вскрытия, подготовки месторождения, отбойки руды. Технологические процесс - итог (результат) реализации функции средства (технического объекта). В этом случае техническое средство представляет собой систему. Система – это то, что выполняет функцию. Технические средства это функциональные системы. Однофункциональные системы - это технические средства различного исполнения, выполняющие одну и туже функцию. Они образуют вид, класс и т. д.