Основы технологии и экономики горного производства. Конспект лекций, страница 12

С достижением совершенства данного качества дальнейшее развитие продолжается за счет надсистемы, а вернее, других ее элементов. Общий ход развития приобретает ступенчатый характер. Пример: клетка – орган – организм - сообщество. Если элементы входят в надсистему (надсистемы) в совершенном виде, их развитие замедляется.

ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ… Все выше рассмотренное так или иначе относится к раскрытию сущности закона прогрессивной конструктивной эволюции технических систем. Развитие техники как объективно существующего феномена этим не ограничивается. Называют и обсуждают не менее интересные и значимые законы:

- закон расширения множества потребностей-функций;

- закон стадийного развития технических объектов;

- закон возрастания разнообразия технических объектов;

- закон возрастания сложности технических объектов.

В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА СВОЕОБРАЗНОСТИ подхода к толкованию и набору законов развития можно привести предложения Г.С. Альтшуллера:

1.  Закон полноты частей системы. Необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является наличие и минимальная работоспособность основных частей системы.

2.  Закон «энергетической проводимости» системы. Необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является сквозной проход энергии по всем частям системы.

3.  Закон согласования ритмики частей системы. Необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является согласование ритмики (частоты колебаний, периодичности) всех частей системы.

4.  Закон увеличения степени идеальности системы. Развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности.

5.  Закон неравномерности развития частей системы. Развитие  частей системы идет неравномерно; чем сложнее система, тем более неравномерно развитие ее частей.

6.  Закон перехода в надсистему. Исчерпав возможности развития, система включается в надсистему в качестве одной из частей; при этом дальнейшее развитие идет на уровне надсистемы.

7.  Закон перехода с макроуровня на микроуровень. Развитее рабочих органов системы идет сначала на макро-, а затем на микроуровне.

8.  Закон увеличения степени вепольности. Развитие технических систем идет в направлении увеличения степени вепольности (мини-система «вещество – поле»).

Не менее важным для технолога является знание законов строения технических систем. Но это может и должно быть предметом особого разговора.

7. ОБ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Исследования, проведенные на студентах из так называемой «группы риска» (тех, кто рискует не закончить учебное заведение) привели к выводу, что им трудно учиться потому, что они не понимают, что значит «понимать», и они не знают, что им нужно сделать, чтобы информация была осмыслена и сохранена в памяти.

Им не знакомы многие принципы и правила, касающиеся процесса изучения и познания чего-либо, например, что сложно организованная информация включает в себя множество взаимосвязанных понятий, что учащиеся должны понимать, как идеи соотносятся друг с другом, или что трудный материал следует изучать, задавая себе вопросы, объясняя, схематизируя и обсуждая этот материал. То есть нужно постоянно следить за тем, насколько хорошо материал понят.

Можно быть уверенным, что если бы этих слабо успевающих студентов учили, как нужно работать с учебным материалом, то большее число их смогло бы завершить свое образование.

Стратегии, облегчающие понимание, играют очень важную роль в нашем сложном мире.

Реальность постигается путем структурирования, упорядочивания и определения соотношений.

Анализ структур позволяет узнать различия.

Определение соотношений помогает установлению сходства.

Определение порядка предполагает выявление изменений.

Знание предполагает выявление трех основных элементов: структуры, порядка и соотношения.

Любое знание — основа расширения возможностей творческого мышления.