Основы технологии и экономики горного производства. Конспект лекций, страница 13

Существуют методологические знания, которым школа, институт обязаны отдавать приоритеты — они определяют содержание образования.

Это знание о человеке и его мышлении. Сам человек и его мыслительные способности изучаются: 1) психологией — наукой о человеческом сознании; 2) логикой — наукой о формах правильного мышления. Ответ на вопрос как правильно организовывать образование дает логика.

Есть и знания и умения. Умения – не знания, верней – уже не знания.

Человеку нужны и знания и умения. Надо развести эти понятия и не валить все в кучу. Кстати, куча воспринимаемый образ хаоса. Хаос – это информация без четко выраженной структуры. Задача первоочередная – не создавать в голове ученика (и своей тоже) информационного хаоса.

Знания – это информация, закрепленная в голове механизмом памяти, ставшая в результате этого опытом субъекта мыслительной деятельности. Знания – это строительный материал (кирпичики) для мыслительной деятельности (короче) – мышления. Но этого (и вполне очевидно) мало для того, чтобы построить храм. Еще нужен образ, (а лучше) проект этого храма и нужна организация мыслительных действий, т.е. их увязка во времени и в пространстве, и нужна энергия. Одним словом, нужна порождающая структура мыслительного процесса, которая формируется и совершенствуется только в деятельности. Первый методологический принцип педагогики:

Деятельности можно научиться только в деятельности. Очевидно то, что этот принцип распространяется и на мыслительную деятельность – на мышление.

Уметь мыслить - не значит знать, как люди мыслят, хотя последнее способствует формированию первого, делая процесс научения мыслить (как и всякий процесс научения делу) осмысленным, т.е. понятным. «Осмыслить – значит оживить мыслящим духом» (В. Даль).

Знания, отвечающие на вопрос: «Что?», - это знания первого рода, знания о Мире (объективном и субъективном). Это - фактологические знания, знания частные, не полные, как бы они ни были обширными. Знания, отвечающие на вопрос «Как? Каким образом?»,

это знания второго род, знания о Технике (о технике и средствах исполнения). Это – методологические (технологические) знания. Только при наличии знаний первого и второго рода можно признать знание полным….

Полное знание, включенное в деятельность, обладает синергией – способностью (свойством) генерирования нового знания.

Умения в большей степени ассоциируются у нас с опытом, а знания с памятью.

8. ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРА И МЕТОДОЛОГИЯ

ЖИЗНЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ: ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ХАРАКТЕРА.

Мы желаем себе и ближнему успешности в жизни, и ассоциируем это со счастьем, объясняя такое состояние чаще внешними факторами: - везением, удачей, поддержкой, реже – внутренними (личными) качествами. Судя по всему, вопрос в общем случае остается открытым: что определяет жизненный успех?

Подсознательно мы чувствуем свою неэффективность, но, не понимая истоков, реагируем на это по-разному: одни с еще большим остервенением набрасываются на опостылевшую работу, другие не с меньшим усердием начинают конфликтовать с окружающими, обвиняя их в своих неудачах.

Успех и/или эффективность часто путают (и порой даже сознательно) с результативностью, забывая или не зная то, что эффективным будет казаться любой результат, если его не соизмерять с затратами. Производство мысли и вещи, при прогрессивном взаимодействии человека с миром, подчиняется общему закону Природы: приход энергии должен быть больше ее расхода. Истинная эффективность есть функция двух составляющих: достигнутого результата (Р), и ресурсов и средств (РС), позволяющих его получать. Вспомним басню о крестьянине и гусыне, несущей золотые яйцаЭффективность заключается в балансе его составляющих, т. е. «Р / РС = МЕРА».Действительно, если принять такую модель поведения, которая сосредоточивается только на золотых яйцах и пренебрегает гусыней, то вскоре останешься без ресурсов, производящих эти золотые яйца. С другой стороны, если заботиться только о гусыне, забыв про золотые яйца, то скоро не сможешь прокормить себя и гусыню.