Основы технологии и экономики горного производства. Конспект лекций, страница 2

Объект и предмет дисциплины могут быть определены с учетом государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки горного инженера по специальности 090200-"Подземная разработка месторождений полезных ископаемых" и системного подхода, как междисциплинарного методологического инструмента решения проблем.

Согласно квалификационной характеристике выпускника специальности 090200 - объектом всех четырех его видов деятельности (управление, исследование, проектирование и эксплуатация) являются шахта и рудник. Это будет правомерно, если полагать то, что эти объекты есть геосоциотехнические комплексы, функционирующие по объективным законам и имеющие свою внешнюю и внутреннюю среду, определяющие их эффективность.

Одним из пяти элементов указанной внутренней среды считается, вполне оправданно, - технология. При этом под технологией понимается системное учение о технике как своде принципов, правил, приемов, способов и средств, определяющих взаимодействие человека с объектом его производственной деятельности. При таком подходе правомерно технологию признать одним из объектов изучения, а ее основы - предметом изучения. Тем более, дисциплина ОТиЭ ГП читается на первом курсе (в первом семестре) и открывает цикл специальных дисциплин.

При формировании содержания учебной дисциплины ОТиЭ ГП возникает не менее, если не более, значительная проблема - что понимаешь под "основами"? Есть богатый опыт использования принципов индуктивного подхода в познании (т.е. от единичного через особенное к общему). Он себя оправдал, но причем здесь основы.

Основа – «твердое начало» (В. Даль). Это действительно причины, правила, ориентиры, подходы, которые формируют логику познавательных ходов (путешествий). И наша задача - предоставить возможность первокурснику осмыслить, т.е. "оживить мыслящим духом" (В. Даль) такие основы древнейшей технологии – технологии добычи полезных ископаемых.

Для начала предложим ответить на ряд вопросов: «Почему технология названа горной», корень слова «горный» - "гор" или «горн»? и т. д. Если серьезно, системное наполнение содержания позволит осмыслить общие закономерности, опираясь на личный опыт «освоения горной технологии еще в песочнице детского сада» и уже на их основе успешно и с интересом постигать искусство горного дела. При таком подходе не нарушается ни индукция хода познания, ни дедукция в использовании его результатов.

При ограниченном объеме аудиторных занятий будем ориентироваться на увеличение объема самостоятельной работы с организацией ее на принципах деятельного подхода.

1.2. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, ВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ, НА КОТОРЫЕ НАЦЕЛЕНО ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания курса «Основы технологии и экономики горного производства» путем решения соответствующих учебных задач и самоконтроля знаний нацелено:

На формирование представлений:

- о современном состоянии технологии горного производства и направлениях ее развития на ближайшую перспективу;

- об основных научно-технических проблемах подземной разработки месторождений полезных ископаемых;

- о размещении производственного потенциала горнодобывающих отраслей промышленности, осуществляющих разработку МПИ подземным и геотехнологическим способом

На создание системы знаний:

- физико-механических и технологических свойств пород и массивов;

- закономерностей технологических процессов;

- составных элементов технологических схем подземной разработки месторождений;

- основных принципов формирования и выбора инженерных решений по горной технологии;

- основ методов и форм организации труда:

- общих принципов формирования логической основы инженерной деятельности в виде решения проблем и задач.

На выработку совокупности профессиональных умений:

- анализировать горно-геологические и горнотехнические условия разработки;

- обосновывать технологические схемы горного производства;

- читать и исполнять горную графику;

- пользоваться справочной и научной литературой по подземной разработке МПИ;