Политика как относительно самостоятельная сфера общественных отношений: особенности и социальная сущность, страница 22

Примерно также трактуется гражданское общество социологом И.И. Кравченко. ІГражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации, - пишет он, - это общество с развитыми экономическими, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованным государствомІ (Концепция гражданского общества в философском развитии // Полис. 1991. - № 5).

Характерной чертой данной позиции является своего рода идеализация гражданского общества.

Вторая позиция является более реалистичной и деловой: те, кто ее занимают не приукрашивают, не идеализируют гражданское общество и это последнее интерпретируется как та сторона (область), сфера общественной жизни людей, на которую регламентирующая деятельность государства не распространяется.

Так, Французский политолог Ж. Керманн утверждает, что гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства. (См.: Полис . – 1991. - № 2).

Такой же точки зрения на гражданское общество придерживается отечественный  политический  социолог А. Мигранян: ІГражданское обществоІ, - пишет он - это сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов государственной власти. (50/50. Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева. – М. – 1989. – с. 446.)

Социолог Ж. Тощенко  определяет  гражданское  общество  как              Ісовокупность соответствующим образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определенных общественных ценностей, которыми руководствуются люди во всех сферах общества – экономической, социальной, политической, духовнойІ. 

Сравнивая представленные только, что варианты трактовки гражданского общества, мы отдаем, разумеется, предпочтение второму из них, как более реалистическому, рациональному и деловому.

2. Признаки и функции гражданского общества.

Наиболее значимыми и важными признаками гражданского общества являются, по мнению В.Т. Донченко, следующие его черты.

1.  Наличие свободных владельцев средств производства. Свободных – от чего? От диктатуры, от вмешательства государства и политической власти. Вообще, хорошо бы если бы здесь была ничья  или паритет. Характерный пример – это опыт России – здесь все было огусударствлено. Мы должны теперь создать институт частных (коллективных и индивидуальных) владельцев средств производства.

2.  Развитость и разветвленность демократии. Демократии, касающийся не только политической сферы жизни общества, но и демократии как способа организации, упорядочения и регулирования отношений между всеми элементами социальной структуры общества, главным образом по поводу социальных интересов. Паритет в отношениях управляющих и управляемых. А в идеале доминировать, хотя и не абсолютно, должны управляемые.

3.  Законообеспеченность населения (или просто наличие правового государства): не государство выше всех, а закон. Государство само должно подчиняться закону, также как и его граждане. (Донченко В. Т. Политология. Курс лекций. Вып. 4. М., 1991).

Некоторые авторы называют и ряд признаков гражданского общества, связанных как бы с ответом на вопрос: Какой должна быть власть при этом? И отвечают:

1) легитимной и подлинно демократической (получение мандата на власть от народа);

2) всеобщность и полнота демократизма; наличие правового государства;

3) власть осуществляется в интересах народа.

Гражданское общество предполагает наряду с зоной личной безопасности наличие зоны социально – экономической безопасности.