Политика как относительно самостоятельная сфера общественных отношений: особенности и социальная сущность, страница 13

Вообще же, как считает, например, известный польский социолог Е. Вятр, есть несколько путей образования государства. Он называет три таких пути.

1.Классический (государство возникло в результате нарастания внутренних классовых противоположностей, путем изменения власти в общинно - племенной общности, без воздействия внешней угрозы).

2.Путь «захвата», когда наряду с внутренними изменениями имел место факт захвата одного племени другим племенем.

3.Путь «обороны», характеризующийся тем, что внешняя угроза приводила к ускорению процессов создания государственной власти.

Что же касается дальнейшей эволюции государства, то она зависела от различных обстоятельств, хотя основные черты этого процесса были общими. Вот факторы, которые определили различия в процессе становления различных государств:

I. Система внешних отношений: наличие - отсутствие угрозы со стороны соседей.

II. Влияние проникновения чужих образцов: - порабощение иноземной силой, которая реорганизует строй на захваченной территории; стихийное усвоение концепции новой модели; использование опыта соседей, далее продвинувшихся в области формирования государства.

III. Этнический состав населения. Рабовладельческие отношения складывались прежде всего там, где существовали значительные этнические различия и был приток иноплеменных пленников, ибо легче превращать в рабов и держать в подчинении чужих, чем соплеменников.

IV. Географические условия. Возникновение государств на обширных территориях с сильной централизованной властью, имевшей деспотичный характер, было связано, например, с формированием азиатского способа производства, географической основой которого была необходимость проведения в широких масштабах ирригационных работ.

2. Типы, формы и организационные структуры современных государств, функции их аппаратов

Любая динамика государственных институтов, как и государства в целом, их эволюционное и качественное изменение объясняется динамикой изменений общественно-экономических отношений.

Поэтому и типы государства, определяются, как  считают многие, особенно в нашей отечественной политической науке, характером или типом экономических  прежде всего, а также социально-политических отношений. Традиционно в отечественной науке принято  выделять такие типы государства как:

-  рабовладельческое;

-  азиатский тип (он соответствует азиатскому способу производства);

-  феодальное;

-  буржуазное;

-  коммунистическое ( социалистическое ).

Типы государства определяются способом производства как базисом. Государство же это элемент надстройки.

Теперь о формах государства. Формы государства характеризуются «совокупностью способов и методов осуществления власти тем общественным классом (или классами), которому принадлежит государственная власть. Для формы государства определяющим является не только его конституция, но и совокупность правил политической игры, в сумме составляющих способы осуществления власти.

Обычно традиционно делается упор на различие прежде всего таких  форм государства, как  монархия и республика, но, думается, что сегодня этого недостаточно. Современные государства характеризуются многими новыми моментами в отношении осуществления власти, которые не вписываются в схему этих двух форм и требуют новых оценок.

Теперь общепринято, что при различении форм государства следует пользоваться тремя критериями, а именно

формой правления;

политическим режимом;

территориально - административной структурой государства.

Форма правления – это отношение (характер отношения) между центральными органами госаппарата (правительство-парламент, президент-правительство, верховный суд-парламент, президент-парламент и др.).

Политический режим – совокупность средств и методов осуществления государственной власти (например, авторитарный, демократический,  тоталитарный и т.д.).