Политика как относительно самостоятельная сфера общественных отношений: особенности и социальная сущность, страница 10

          * Примечание: Они нужны для того, чтобы содержать особые отряды вооруженных людей – армию, полицию, милицию и т.д., а также государственный аппарат, осуществляющий управление обществом (власть).

Иногда отличительные черты государства разделяют на атрибуты и признаки. Атрибуты, - это, те же признаки. С той лишь разницей, что атрибуты это неотъемлемые признаки, а признаки - это всего лишь просто  признаки, если так можно сказать. Такое, например, разделение и перечисление атрибутов и ²просто признаков² дается в пособии ²Наука о политике ² (Под. Ред. А. Боднара, Варшава, 1988). См.: рис. 2.

Признаки и атрибуты государства

(²Наука о политике² / Под. Ред. А. Боднара, Варшава, 1988)

 


                                ГОСАППАРАТ

 


                               ПРИНУ-    ВСЕ-

                            ДИТЕЛЬ-     ОБЩ-                                 ПРИЗНАКИ

                           НОСТЬ          НОСТЬ

        ТЕРРИ-                                              НАСЕ-              АТРИБУТЫ

        ТОРИЯ               СУВЕРЕН-           ЛЕНИЕ

                                       НОСТЬ

 


                                         Рис. 2.

Принудительность. Это одна из функций государства (или методов, форм, принципов, средств его деятельности). Для этого оно располагает специализированными органами принуждения, применяемыми в ситуациях, определяемых законом. При этом государственное принуждение приоритетно по отношению к  праву использования принуждения и силы другими органами в пределах данной страны (государства).

К тому же следует иметь ввиду, что в современных цивилизациях социальная сущность человека реализуется в государственных структурах: принадлежность к государству есть социальная необходимость, что получает свое формально-правовое выражение как во внутренних законодательствах, так и на уровне международного права. Безгосударственность (апатридизм) трактуется Гаагской конвенцией (1930) и Всеобщей декларацией прав человека (1948) как анормальное явление, поскольку ведет к конфликтам и правовой незащищенности личности.

Суверенность. Это значит, что государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению к субъектам, действующим в пределах его границ, и другие государства должны уважать этот принцип. Будучи формально-правовым принципом и политической директивой, суверенность не есть безусловная политическая норма с точки зрения развитых международных и внутригосударственных отношений. Внеправовой, политический смысл суверенности можно определить как способность субъектов, действующих от лица государства, обеспечить обществу самостоятельное и независимое существование и развитие. Сфера суверенности современных государств ограничивается международными экономическими, политическими, военными взаимозависимостями.

Всеобщность. Данный признак следует понимать так, что государство распространяет свои компетенции на всех граждан, находящихся на его территории, включая и граждан иностранных государств (включая с определенными оговорками и дипломатов). Государство действует в рамках устанавливаемых им же самим законов, и деятельность государственных органов всегда осуществляется со ссылкой на ее легитимность, тогда как все другие организации подчинены праву в плане соблюдения (позволено все, что прямо не запрещено). Право выступает как «техника» деятельности государства и одновременно как создаваемый государством регулятор отношений социального общежития.