Политика как относительно самостоятельная сфера общественных отношений: особенности и социальная сущность, страница 18

Обзор - таблица - своего рода инструмент для определения того, состояния, которое характерно для той или иной конкретной  страны по отношению к тому или иному историческому моменту, на ее пути к современного  (подлинному) конституционному государству.

3. Конституционные характеристики современного Российского государства

Что представляет собой наше, современное Российское государства? Каковы его основополагающие характеристики? Ответ на эти вопросы содержится в Конституции (Основном законе) РФ.

В главе 1 ²Основы конституционного строя² (Статья 1) говорится             ²... Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления². То есть в ст.1 дается сразу целый ряд определений Российского государства. Во-1-х, здесь указывается, что Россия это ²федеративное государство², Федерация. Федерация (лат. - союз, объединение) - форма и принцип государственного устройства; добровольный союз нескольких государств в целях создания единого государства. Особенностью российского федеративного государства является то, что не все его субъекты имеют свою государственность. Субъектами РФ, а их всего 89, являются не только Республики, национально - автономные образования, округа и области (одна еврейская область), но и отдельные регионы, края  и даже города - Москва и Санкт - Петербург, как города федерального значения.

Основным принципом Федерализма является признание государства союзом образования, обладающих определенной политической самостоятельность:  правом издания законодательных актов, обладание судебной системой, местного (и общесоюзного) гражданства и т. д. Сущностными чертами Федерализма являются наличие двухпалатной структуры союзного парламента, принцип соответствия (субординации) местных конституций и законодательных актов союзному уровню и принцип четкого разграничения полномочий центра и мест, а также сферы совпадающих полномочий.

Мировая практика к полномочиям центра относит регулирование отношений между субъектами, входящими в состав союзного государства, внешнюю торговлю и внешнюю политику, комплектование и содержание вооруженных сил всех видов связи.

Отличительной особенностью мирового опыта Федерализма является то, что в нем существует признание права этносов на государственные формы политической жизни. Обеспечении их подлинных интересов, потребностей осуществляется через удовлетворение различных (в том числе и политических) прав человека, независимо от его этнической принадлежности, и через реализацию культурно - национальной автономии.

Российская Федерация государство с республиканской формой правления . То есть Россия - это Республика. Противоположной формой государственного правления является монархия. Республика (лат. respublika  - государственные дела, политика) форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам, либо большинству. От имени народа управление осуществляется представительными органами, избираемыми либо прямым путем, либо на основе особых процедур косвенного народного волеизъявления.

Именно формальное признание суверенного права на власть в государстве за гражданами (народом) и выборность органов власти позволяют считать республику демократическим государством.

При этом Российская Федерация - это президентская Республика. Глава государства избирается не парламентом, а  народом посредством прямых выборов; президент представляет прежде всего исполнительную власть; правительство назначается президентом (председатель правительства с согласия Думы) и подотчетно президенту, а не парламенту, как в парламентской республике.

Заметим при этом, что в России президент обладает широчайшими полномочиями и одновременно очень незначительной (ограниченной) ответственностью, в силу чего Российскую Федерацию безо всяких стеснений можно определять (оценивать) как ультра, президентскую республику. А эта последняя стоит ближе к авторитаризму нежели  к демократии