Политика как относительно самостоятельная сфера общественных отношений: особенности и социальная сущность, страница 12

По всей видимости, необходимо согласиться с тем, что государство возникает тогда, когда возникает политическое общество, политический индивид, политика. Ибо оно – политический институт, элемент политической системы. А эта последняя возникает с появлением классов, разделением людей на различные социальные группы, и прежде всего – классы. Тут, по всей видимости, Маркс и Энгельс правы.

А вообще, существует целый ряд концепций (или теорий) происхождения государства. Назовем их.

1.Теологическая. Согласно данной теории, возникновение государства, да и каждый конкретный акт государственной власти объясняется и санкционируется волей сверхъестественного существа - бога. Другими словами, государство – это установление бога.

2.Патриархальная. Ее отстаивал английский мыслитель XVIII века Роберт Филмер. В соответствии с этой теорией государство возникло в процессе механического соединения родов в племена, племен в большие целостности – вплоть  до государственных образований. При этом здесь признается принцип патриархальной опекунской власти: государство рассматривается как развитая форма патриархальной власти, осуществляемой во имя всех и ко всеобщему благу.

3.Теория общественного договора. Она была сформулирована в XVII-XVIII веках в условиях развития европейского абсолютизма (Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс). Хотя к этой идее были близкими уже высказывания Эпикура (Древняя Греция). Теория исходит из понимания государства как результата своеобразного договора между суверенным властителем и подданными. Т. Гоббс объяснил причину этого договора так: люди в условиях «войны всех против всех» сами пришли к пониманию необходимость облечь кого-то властью в целях обеспечения своей жизни, безопасности и собственности, и вручили атрибуты власти суверенному абсолютному монарху. Ж.-Ж. Руссо считал, что государство компенсирует нарушенное различными внешними факторами «естественное состояние» людей. Государство возникло, по его мнению, в результате договора «всех со всеми», провозгласившего народ коллективным сувереном власти.

4.Теория насилия (Л. Гумплович, Е. Дюринг). Эта теория получила широкое распространение в XIX веке. В соответствии с ней государство – это результат применения насилия одних людей над другими; организация господства победителей над побежденными. Данная теория хорошо корреспондировала с модной в то время теорией социального дарвинизма.

5.Социально-экономическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин). Это так называемая марксистская теория. Согласно ей, государство возникает в результате деления общества на классы (а классы возникают, по Марксу, тогда, когда возникает частная собственность). То есть, тут признается экономический принцип – развитие производительных сил общества, приведшее к появлению частной собственности; и социальные причины – раскол общества на классы. Сама же суть государства трактуется в марксизме как выражение и защита интересов экономически господствующего класса.

Энгельс писал: «…Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось не непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство».

Эволюция государства в его зародышевом периоде состояла в постепенном обособлении выделенных институтов, осуществляющих власть, в особенности вооруженных сил и финансового аппарата. Учреждение силы, ставящей себя над обществом, состояло в постепенной передаче функций, которые прежде осуществлялись всем родом или племенем, специализированным институтам. Они-то и становились постепенно государством.