Введение в философию техники. Природа техники и технологий как область философского знания. Инженерная деятельность и социокультурная ответственность. Концепции техники и технологии. Техника и глобальные проблемы современности, страница 8

Техника не столько порождает новые проблемы, сколько усугубляет уже существующие. Примерами являются: подчинение человека материальным условиям жизни, непомерная эксплуатация ресурсов природы и культуры, использование техники в военных целях, углубление социальных различий, а следовательно и противоречий и много других. Нереалистичным представляется и требование полного контроля за техникой, или же кординального изменения ценностей. Необходимо научиться понимать причины и следствия динамики технического прогресса.

Технические методы и артефакты часто демонстрируют тот же самый отчужденный характер, как и социальные институты, и образы культурной жизни. Это задает необходимые рамки организации жизни и тем самым, налагает ограничения и ответственность на человека. И поскольку философия внесла свой вклад в сохранение динамики современной техники, она должна помочь также понять современное положение дел и повести технику в рациональном направлении.

  • Тема 7. Природа и человек в техногенном мире.
  • Семинар 7. Природа и техницизм

1. Учение о ноосфере (В. Вернадский, П. Тейяр де Шарден, Н. Моисеев)
2. Бердяев Н. О технике и человеке.
3. Оценка техники и управление техникой.
4. Прогноз развития техники.

Еще в XIX веке в сознании многих философов и ученых - естественников мир неживой материи и живого вещества и мир человека и общества не были взаимосвязанными, хотя идея единства Природы и Человека, еще за долго до этого времени, витала в Европейской науке. Отдельные научные дисциплины в этих сферах жили еще долгое время самостоятельной жизнью. Эмпирического материала разделенных наук, как в естествознании, так в гуманитарном было не достаточно. Чтобы воспроизвести единую, цельную научную картину мира. Таким связующим звеном оказалось учение о ноосфере, которое начало формироваться в начале прошедшего столетия В. И. Вернадским. На основе созданной новой интегрированной научной дисциплины биогеохимии, им был поставлен вопрос о месте человека в картине общепланетарного развития. В.И. Вернадский в поисках ответа на этот вопрос обращается к проблеме Человек и Природа и приходит к выводе о том, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что не за горами то время, когда человек превратится в основную геологообразующую силу. И как следствие, он необходимо должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие природы.

Приняв за основу установленную Вернадским биогеохимическую основу биосферы, французские ученые Е. Ле-Руа и Т. де Шарден ввели термин "ноосфера", от греческого "ноос" - разум. В.И. Вернадский рассматривал ноосферу как последнее состояние биосферы, достигнутое ею вследствии возпастания активности человека. И как уже мной отмечалось, творя историю (культуру) человек создает себе все новые и новые проблемы.

Другой наш соотечественник, философ Николай Бердяев, задается вопросом: "Может ли техника относиться к жизни духа?" По его мнению, техника для ученого, делающего научные открытия и для инженера - изобретателя, может стать главным содержанием и целью жизни. Но подмена целей жизни техническими средствами может означать "умаление и угашение Духа. Н.Бердяев". По мнению Бердяева с этим связана роковая рольгосподства техники над человеческой жизнью.

Н. Бердяев рассматривает основной парадокс в развитии человека и его культуры: "Без техники не возможна культура, с нею связано само возникновение культуры. В то же время окончательная победа техники в культуре, влечет культуру к гибели".

В этом отношении представляет большой интерес проводимое им различение и толкование двух понятий; организм и организация. Организм рождается из природной космической жизни, и он способен сам рождать. Тем самым, признак рождения - есть признак организма. Тогда как организация не рождается. Она создается активностью человека, она творится.

По мнению Бердяева, техника со временем перестает быть нейтральной, она не безразлична к Духу и убийственно воздействует на него, вызывая сильную реакцию на это воздействие. И от силы духа человека, зависит, избежит ли он от гибели.

Вселенная не в астрономическом, а в философском смысле представляет собой "все существующее", мир во всем его многообразии. Человек при таком понимании Вселенной является ее подлинным элементом, он реализует собой, например в отличии от неживых объектов, все многообразие законов Вселенной. Человек - это и физический, и биологический, и химический, и социальный феномен. Для человека характерна сложная история эволюции и развития, уходящая в неведомое нам будущее, новый темпомир, как отмечает В. Канке. Постижение природы этого будущего является сложнейшей задачей, к пониманию которой приближает изучение развития и эволюции человека и его культуры как органических частей Вселенной.

Говоря о будущем человечества, воспользуемся теорией самоорганизции сложных систем (синергетика), которые были развиты И. Пригожиным и Н. Моисеевым. Эта теория позволила приоткрыть завесу над многими ранее представлявшимися загадочными процессами жизнедеятельности человека. В основе этой теории лежит идея нелинейной эволюции системы, согласно которой любая система, включая социальную, при достижении критических параметров, попадает в состояние неравновесности и неустойчивости, состояние хаоса. Из этого состояния она неменуемо, даже из-за сколь угодно малого возмущения скатывается в область другого состояния. Эта картина развития через неустойчивость и последующее разветвление (бифуркацию) являет собой реальный феномен. Основной причиной неравновестного и неустойчивого состояния системы является "перенакопление" энергии, которая и приводит систему в конечном счете к бифуркационному взрыву. Какова картина дальнейших превращений систем и их развития пока не постижимы.

Обращаясь к ситуации существования человека и техники в современном мире, можно отметить амбивалентность, то есть двойственность отношений, которое вызывает техника у человека, коренится в неоднозначности отношения его к окружающему миру, в противоречивости системы ценностей, в его переустройстве. То есть, человек создавая технику, с одной стороны, предвосхищает ее прогрессивные качества, с другой - техника и технологические системы, вступая в процесс практического использования, всегда попадают в поле критической оценки человеком - пользователем этой техники.