Введение в философию техники. Природа техники и технологий как область философского знания. Инженерная деятельность и социокультурная ответственность. Концепции техники и технологии. Техника и глобальные проблемы современности, страница 4

Традиционно техника и наука считаются морально нейтральными. Их результаты всегда могут быть применены как во благо, так и во зло, часто люди не могли и не могут определить, что хорошо и что плохо или не этично. С давних пор ученого и инженера считают не ответственными, прощаемыми, ни в чем не виновными. Кажется, что они не ответственны за свои открытия и разработки и их применение. Альберт Эйнштейн придерживался противоположного мнения. Он писал своему другу физику Максу фон Лауэ: "Я не разделяю твоей точки зрения, что человек науки в политических, т.е. в человеческих делах в широком смысле слова должен хранить молчание".

Тем самым, техника и технологии выступают в культуре как средства человеческого существования, казалось бы, обеспечивая это существование человека. Однако техника выступает и средством уничтожения человека человеком. Древнегреческий философ Овидий Назон, выражая свое отношение к технике, сравнивал его с отношением к своей жене: "Ни с тобой жить не могу, ни без тебя".

  • Тема 4. Концепции техники и технологии
  • Семинар 4. Техника в культуре

1. Преобразующая роль техногенеза.
2. Роль техники в отношении человек - природа.
3. Основные дискурсы техники и технологии.


Процесс развития человека - это путь от Homo faber (человек умелый) к Homo sapiens (человек разумный). Техника в этом процессе предстает не только инструментом, она была и остается возникающей из сущности человеческого духа (сознания) и восходящая к нему врожденной способностью человека господствовать над природой и пользоваться ею.

Человек в процессе развития и познания природы осознает, что изготовление орудий и различных устройств воздействия на природу, должны в определенной степени сообразовываться с расчетами природных процессов. Тем самым, исторически возникающая и развивающаяся способность человека к инструментальному диалогу с природой, то есть инженерия или инженерная деятельность и порождают технику, как бесконечно многообразную инструментальную реальность на планете.

Посредством техники и в процессе применения ее, человек приобретает способность и умение господствовать над природой от простой сноровки до расчета сложнейших технологических систем. В процессе развития техники и технологий выражаются: общественная, социальная и техногенная сущность культуры. Техника, развиваясь, становится частью природы или как отмечал К. Маркс, "второй природой". Здесь необходимо отметить, что изобретенные в процессе человеческого развития, казалось бы, общечеловеческие конкретно - функциональные инструменты, устройства или какие - либо технические решения всегда имеют свою культурную особенность. Например, основной "инструмент" для приема пищи - ложка. Она может быть русской - деревянной или европейской - стальной, а где-то ее подменяют палочками. Или возьмем топор, при кажущейся общечеловеческой очевидности признания функции этого древнейшего инструмента; у финнов, он одной формы, тогда как русский топор, хотя он тоже топор, во многом не похож на него, а например, если русский дровосек сопоставит его со среднеазиатским или африканским, то вообще может прийти в замешательство.

Таким образом, можно отметить, что техника заключает в себе:

  1. Совокупность полезных искусственных образований (артефактов);
  2. Совокупность человеческих действий и приспособлений, с помощью которых создаются артефакты;
  3. Совокупность человеческих действий, в которых эти артефакты участвуют;
  4. В технике, технологиях, артефактах всегда находят выражения черты социокультурной обусловленности.

Сущность человеческой культуры заключается в способности человека осуществлять с помощью техники и технологий особый мир культуры, в котором технологии духа (знание и сознание) порождают технические средства, творящие материальную культуру.

Проблема человек - техника питает всю мировую фантастическую литературу, которая играет в научно - техническом знании роль импульса стимулирующего творческую мысль ученых и техников. Гиперболоид инженера Гарина, как научная фантастика недавнего прошлого, воплотился в гениальном техническом решении - лазерном луче.

Еще до недавнего времени идея диалога между научным и вненаучным мышлением и знанием считалась крамольной. И только в последнее время удается доказать, в чем состоит продуктивность такого диалога. Например, идеи Э.К.Циолковского, еще недавно по существу, носившие фантастический характер, сегодня получили многостороннее научное толкование и техническое воплощение.

Традиционной сферой, где нередко встречаются наука, миф, религия, искусство и другие мыслительно - духовные формы, является область человеческого поведения и жизненной ориентации (традиции, ценности, ментальность и др.). В космической философии Циолковского мы найдем - по сравнению с другими мыслителями активно - эволюционной ориентации - самую пеструю смесь разного рода влияний - от индуистско-будистских верований, античных воззрений до морали "разумного эгоизма" и современной ему теософии. Гениальная наивность Циолковского не просто эклектически их соединяет, а претворяет в поле собственной мировоззренческой творческой воли, в свое оригинальное видение Космоса.

Преобразующей роли техногенеза и факторам культурного отчуждения человека в результате технического "совершенства" посвятили свои работы Н.Бердяев, Д.Тойнби, О.Шпенглер.

Наш соотечественник В.И. Вернадский считал необходимым создать "интернационал ученых", который культивировал бы сознание нравственной ответственности ученых за использование научных открытий и научной работы для разрушительной, противоречащей идее ноосферы, цели. Тем самым кризис веры в человека, кризис гуманизма, остро обнаруживается в начале прошедшего столетия. Знаменательно то, что именно в России эта глобальная проблема находит свое выражение в уникальном космическом направлении научно - философской мысли, широко развернувшейся в XX веке.

Исторически техногенез, как процесс материализации и инструментализации мысли и практики, порождает систему знаний, становясь образом и творцом науки.