Введение в философию техники. Природа техники и технологий как область философского знания. Инженерная деятельность и социокультурная ответственность. Концепции техники и технологии. Техника и глобальные проблемы современности, страница 2

  • Тема 2. Природа техники и технологий как область философского знания
  • Семинар 2. Философия техники как область философского знания

1. "Техника", истоки и эволюция понятия, современная трактовка.
2. Природа технического знания.
3. Исторические этапы развития техники.

Предмет философии техники составляют три основные проблемы:

  1. техника в контексте цивилизации, то есть техногенез как развитие поля культур и планетарной культуры в целом. Техника и технологии во всех способах взаимодействия человека и природы. Ценностная природа техники в культуре;
  2. техника в контексте антропологии. Человек и машина. Ноосфера как проблема технического разума, Сохранение природы человека в диалоге с техникой и технологиями;
  3. техника в контексте футурологии (будущее). Техника и технологии и перспективы человека и общества.

В древнем мире техника, техническое знание и действие были тесно связаны с мифологическими миропониманием и мироотношением. Условия, в которых складывалась древняя техника, ее разнообразие могут быть представлены в культурном контексте, Таким контекстом выступает архаическая практика жизнеустройства: охота, погребения, ранние формы земледелия, строительство жилищ, стоянок, поселений и их обустройство, магических действий и пр. Из археологических источников известны древнейшие технологии обработки камня от эпохи древнего камня (палеолита), когда основной технологией при изготовлении палеолитических орудий служила техника скола и до неолита, когда человек научился сверлить, шлифовать и резать камень. Древнекаменная эпоха дала человеку тончайшие знания природы камня и техники его обработки, которые по настоящее время поражают воображение человека.

Практический опыт позволял древнему человеку находить такие технические решения и их инженерное воплощение, многие из которых и по настоящее время не нашли толкового объяснения, а значит и понимания. Эпоха древнего металла дала человеку бронзу, долговечность и прочность которой, вряд ли доступна современной технологии. Не могут не вызывать удивление и восхищение, такие инженерные сооружения древности, как "Сады Семирамиды" в Вавилоне, пирамиды и Александрийский маяк в Египте, древние курганы и ирригационные системы в южной Сибири, долгосрочные прогнозы погоды в ранних земледельческих цивилизациях и многое другое.

В эпоху античности концепции "техне" Платона и Аристотеля имели в виду скорее не осмысление самого феномена техники, а искусство производства вещей, которое воплощало в себе знание, подражающее природе и выступающее, в качестве образа для понимания изменчивого природного бытия. Древние греки усматривали четкую грань между теоретическим знанием и практическим ремеслом.

В средние века во взглядах на ремесло, архитектуру и другие проявления деятельности, полагались в основном на традиционное знание (опыт), державшееся в строгом секрете, и которое со временем, из-за божественного объяснения, изменялось незначительно.

В эпоху Возрождения ряд концепций и теорий Античности и Средневековья воплощаются в практически ориентированных формах, приобретая прикладной характер. В эту эпоху формируется идеал энциклопедически развитой личности как человека знающего и умеющего. Это время появления университетов как центров научного и технического знания в Европе.

В науке и технике Нового времени наблюдается стремление к специализации и вычленению отдельных сторон предмета и отдельных явлений через систематические исследования экспериментальными математическими методами и средствами. В социальном плане это время характеризуется становлением профессий ученого и инженера, а также развитием специального научного и основанного на науке инженерного образования. Это время начала рационализации технической деятельности.

Таким образом, можно отметить, что в ходе исторического развития техническое знание и техническое действие постепенно в процессе развития человеческой культуры отделяются от мифа и магического воздействия, но первоначально еще опираются не на научное, а обыденное сознание и практику.

Отличительные особенности современного подхода к технике и технологиям в философии следующие:

  1. гуманитарное и аксиологическое (ценностное) отношение к техническому совершенству;
  2. постановка во главу угла вопросов природы и сущности техники, и ее значения для культуры.

Наряду с решением общефилософских проблем, обостряется внимание к прикладным наукам и методам: прикладная математика и физика, оценка и экспертиза, прогнозы развития техники, инженерного образования и д.р.

А в последние годы в связи с ориентацией науки и техники на иннавационые программы, высокоточная техника и технологии разворачиваются в плоскость нанотехнологий.

В истории развития техники выделяют три основных этапа:

  1. орудия ручного труда (инструменты);
  2. машины (на уровне механизации);
  3. автоматы (на уровне автоматизации).

В настоящее время стоит проблема мегаавтоматизации, мегаинформации, т.е. нового глобального информационного качества техники. Здесь необходимо отметить, что возникновение техногенной цивилизации было подготовлено рядом мутаций исторически традиционных культур. Первая из них, как полагает В.С.Степин, произошла в эпоху античности и была связана с культурой античного полиса, который хотя и принадлежал к традиционным обществам, но был особым его видом. В качестве второй значимой мутации в истории традиционных культур, которые в последствии оказали влияние на становление западной техногенной культуры, было возникновение христианской традиции. Достижения античной культуры в синтезе с христианскими культурными традициями в эпоху Возрождения, затем и Просвещения сформировали систему ценностей техногенной цивилизации, которые служили ориентирами смыслосодержания в преобразовании мира. В качестве наиболее значимых ценностей и смыслов этого времени можно выделить: восприятие человека как активного существа, противостоящего миру в своей преобразующей деятельности; понимание самой деятельности как креативного, инновационого процесса, направленного на преобразование объектов внешнего мира и обеспечивающего власть человека над ними. Природа для них закономерно упорядоченные объекты, которые выступают материалом и ресурсами преобразующей деятельности. Здесь рождается такая превращенная форма научного сознания как научная рациональность.