Введение в философию техники. Природа техники и технологий как область философского знания. Инженерная деятельность и социокультурная ответственность. Концепции техники и технологии. Техника и глобальные проблемы современности, страница 5

Технологический детерминизм, как научное направление, сформировавшееся в первой половине прошлого столетия, исходит из того, что социальная система есть лишь "функция технической системы", а социальные системы целиком определяются изменениями в технике. Управлять такими социальными системами, согласно этому научно - философскому направлению должны технократы, которые могут решить проблему приспособления социальных институтов и самого человека к постоянно меняющейся технике. Технологический детерминизм определил такие теории как: "Индустриальное общество", "Конвергенции", "Постиндустриальное общество".

Анализ концепций техники, как полагает В.Розин, показывает, что можно говорить о трех основных дискурсах техники: технократическом, естественнонаучном и социокультурном. Исходной предпосылкой технократического (технологического детерминизма) направления, или как принято сейчас говорить - дискурса, можно считать убеждение в том, что современный мир - это мир технический, а техника представляет собой систему средств, позволяющих решать основные цивилизационные проблемы и задачи, не исключая и тех, которые порождены самой техникой. В рамках этого направления "технически" истолковываются все основные сферы человеческой деятельности: наука, инженерия, проектирование, производство, институт власти. Наука здесь понимается как непосредственная производительная сила, позволяющая овладеть природой.

Согласно этой концепции производство - это не что иное, как техника и технические системы. Образование подчинено этой парадигме, т.е. оно готовит только специалистов для этой системы. Власть здесь представляется институтом, основная роль которого поддерживать техническое развитие. Отмечу особо, сознание технократа должно быть особо ориентировано на технику и технологии. "Никакое суждение не приемлимо, - замечает один из технократических теоретиков В.П.Рачков, - если это тормозит ход развития науки и техники. Это так же отказ от морального суждения. Что касается разума, то его рациональные аргументы очень легко, оказывается, повернуть в нужную сторону" [Рачков В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества. Свердловск. 1991. С. 205.]

Следующая естественнонаучная концепция (дискурс) родилась в процессе критики технократической концепции. Здесь представители точных наук попытались взглянуть на технику как на природное явление, которое подчиняется определенным законам. Открытие этих законов обещало возможность прогнозирования, расчета и даже управления техническим развитием. Одним из известных теоретиков этого направления был наш соотечественник профессор Б.И.Кудрин. Он не только утверждал, что техническая реальность стала всеобщей, но и что ее сущность представляет собой естественный процесс, где "вне желания человека техническое порождается техническим". Свои идеи он реализовал в теории техноценоза.

Социокультурная концепция рассматривает сущность техники и технологии в соотнесении с социокультурными явлениями: бытием, природой, человеком, языком, деятельностью. Эти реальности рассматриваются посредством естественной и технической науки и связанной с ними практики. В целом эта картина представляется как пространственно - временная человеческая жизнедеятельность, культура, социум. В реальном осознании развития современной цивилизации социокультурный и естественнонаучный дискурсы часто смыкаются, представляя техногенез как цивилизационное явление. В настоящее время социокультурная концепция все чаще обращается и к вненаучным знаниям.

  • Тема 5. Техника и глобальные проблемы современности
  • Семинар 5. Техника и глобалистика

1. Техника как противоположность природы.
2. Отношения между наукой и техникой.
3. Кризис инженерии.


Еще Архимед утверждал, что если дать ему точку опоры, то он перевернет мир. Древнегреческий мыслитель и драматург Эсхил в своих пьесах (Прометей) отдавал дань освоенному человеком огню, который как он утверждал, оторвал человечество от первобытного состояния и принес ему свободу. Однако уже мифологическая миссия "техники - огня" представленная Эсхилом, несет в себе и демоническое начало, сокрытое в "технике - огне". Оно, во - первых, проявилось в том, что Прометей принес огонь людям с помощью преступления - кражи его из очага богов. Во-вторых, в усилении самого человека технологически овладевшего огнем и, вследствии этого, превращения его в бога - демона.

Обращение к древне греческому мифу ни в коем случае не преследует цель украсить рассматриваемую тему исторической метафорой. В данном случае для нас важно попытаться понять, что миф не просто фантазия, он, как и наука так же онтологичен. Онтология есть учение о бытии. Для древних мифов характерно, что они повсюду видят богов в сотворении и упорядочивании мира, а наука видит в этом мире действие естественных законов. Тем самым, боги в мифе, а естественные законы в науке выступают основными понятиями (универсалиями) в суждениях о действительности и целостной картине мира. Так, рождение дня и ночи рассматривается древнегреческим мифом как священное прасобытие, которое постоянно повторяется, то есть ритмы времен года основаны на постоянном повторении мифического похищения Персефоны (дочери Диметры) Гадесом, богом подземного мира. В данном случае похищением объясняется наступление зимы, а возвращение Персефоны на землю определяет наступление весны. Богиня Афина первоначально показала людям, как правильно выращивать оливковое дерево или как делать посуду. Зевс привнес в человеческую культуру обычаи и нравы, а бог Арес показал, как нужно сражаться. С богом Эросом к людям пришла любовь, с богиней Фемидой приходит объективность права.