Структурно-функциональный метод изучения технических объектов и исследований, страница 6

Экспериментальное обучение было организовано на материале ряда учебных дисциплин общеобразовательного и прикладного циклов (математика, математическое моделирование, общая физика, теоретическая механика, радиотехника, химия, география, иностранный язык и др.) и на разных уровнях образования (общеобразовательная школа, вуз).

Общие итоги экспериментального обучения показали, что новые принципы обучения, формирующие деятельность, производящую знания, умения, способ мышления, воспитывают учащегося сознательным и творческим субъектом деятельности.

1.3. Проблемы методической подготовки педагогов профессионального обучения

Широта и глубина проблем в системе образования охватывает все ее звенья. Большую остроту приобрели и проблемы, возникающие в методической подготовке педагогов профессионального обучения. В качестве примера ниже кратко рассмотрены вопросы методической подготовки студентов электроэнергетического факультета инженерно-педагогического института РГППУ.

Содержание и общая структура обучения студентов показаны на рис. 1. Все специализации факультета, реализованные в учебных планах дисциплинами отраслевой подготовки, направлены на изучение систем управления технологическими объектами и электроэнергетическим оборудованием.

Согласно специальности педагог профессионального обучения предназначен для организации и осуществления воспитания и обучения учащихся по рабочим профессиям эксплуатации и ремонта соответствующего оборудования. Он должен иметь глубокие профессиональные знания в области психологии, педагогики и методики профессионального образования (общепрофессиональных дисциплин), иметь навыки исследовательской работы и технического творчества, быть подготовленным к работе преподавателем теоретических предметов и мастером производственного обучения в системе начального и среднего профессионального образования.

Активное внедрение результатов научных исследований в практику, оснащение различных сфер производства и управления современными техническими средствами предъявляют новые требования к подготовке педагогов профессионального обучения. Способность быстро и самостоятельно осваивать новые технические объекты без специального дополнительного обучения, отслеживать технические и технологические изменения производства, проектировать содержание образования, моделировать условия подготовки специалистов в соответствии с технологическими требованиями будет характеризовать их профессиональную мобильность и возможности к профессиональному росту. Однако сложившаяся практика подготовки педагогов профессионального обучения в части изучения технических средств реализует монотехнический принцип, т.е. освоение частного вида того или иного устройства в его функциональном назначении. Поскольку такой подход делает будущего специалиста консервативным к научно-техническому прогрессу и не обеспечивает реализацию требований к его подготовке в полной мере, возникает необходимость формировать у него понимания общих принципов овладения техническими устройствами.

Методические знания являются важнейшим компонентом профессиональной деятельности преподавателя и мастера производственного обучения, тесно связаны с приемами, методами этой деятельности, личностью самого педагога и его творчеством. Методика профессионального обучения должна быть интегрирующей дисциплиной, обобщающей полученные раннее студентами знания и умения, однако таковой она пока не является, поскольку рабочие программы по многим дисциплинам ориентируют преподавателей на передачу знаний без учета будущей деятельности выпускников факультета педагогами профессионального обучения. В этих условиях основная работа по интеграции знаний, полученных при изучении отдельных дисциплин, реально возлагается на студента.

Включение в конкретные дисциплины методических и логико-методологических компонентов позволит существенно повысить не только качество усвоения дисциплин, но и обеспечить бóльшую осознанность, целостность и системность научных знаний студентов в целом.

Проблема методики изложения учебной информации очень актуальна для молодых преподавателей и преподавателей с большим педагогическим стажем. Поскольку действия преподавателей по выбору методики определяются, главным образом, интуицией, основанной на личном опыте и знаниях, распространено мнение, что методика каждого преподавателя сугубо индивидуальна и неповторима. К сожалению, такое мнение существенно тормозит развитие педагогического мастерства преподавателей.

Если в методиках обучения общеобразовательным дисциплинам выявлены отдельные закономерности, то методики преподавания технических дисциплин отраслевой подготовки не имеют научного обоснования ввиду следующих основных причин:

- закономерности формирования технических понятий, умений и навыков изучены недостаточно;

- теоретические основы методической деятельности педагога профессионального обучения не исследованы до настоящего времени.

Несмотря на отсутствие научно-методических основ преподавания технических дисциплин, будущий педагог профессионального обучения должен выполнять в профессионально-техническом училище ряд сложных видов методической деятельности:

1) моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

2) проектирование условий деятельности учащихся по освоению технических понятий и практических умений;

3) разработку методики обучения по предмету.

Методы обучения основам технических наук в училищах складываются стихийно на основе субъективного опыта и логики изложения содержания материала в учебниках по техническим предметам. При этом расходуется много времени на формирование технических знаний, а уровень усвоения их учащимися не удовлетворяет требованиям программы.

Другая проблема заключена в нетворческом характере традиционного педагогического процесса в училищах, который формирует у учащихся репродуктивное мышление. Поэтому училища и лицеи стремятся к использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий, стимулируют деятельность педагогов профессионального обучения по поиску путей и средств реализации новых концепций профессионального образования.