Структурно-функциональный метод изучения технических объектов и исследований, страница 3

Тщательный анализ свойств объектов и процессов в рамках научных дисциплин играет значительную роль в прогрессе науки, однако для научного представления единства и целостности мира отдельные его компоненты необходимо интегрировать в рамках соответствующих концептуальных систем.

В работе предложен один из вариантов концептуальной системы – материальная картина мира, дающая обобщенное и наглядное представление о структуре и процессах материи и позволяет подойти к анализу различных объектов на основе общих фундаментальных законов мироздания.

Анализ традиционных учебных планов технических вузов показывает, что в них преобладает частный подход в изучении технических объектов и недостает общетехнических дисциплин, которые могут являться основой при изучении и поиске необходимых решений в процессе оптимизации любых технических средств. Рассматривая тенденции развития научного мышления, необходимо отметить в связи с этим, что наибольшего эффекта обычно достигают, учитывая и используя в преобразовании окружающего материального мира и социума естественные силы и законы природы и общества.

Техническая система определяется сложной совокупностью объектов и процессов преобразования массы, энергии и информации, связи между которыми необходимо рассматривать на основе диалектического подхода. Как было указано выше, информационный подход позволяет рассматривать с единых позиций различные информационные устройства. На основе изоморфизма можно использовать материально-энергетический подход к анализу механического и электрического оборудования и технологических объектов в целом, поскольку для преобразования материи и энергии в технических системах используются все процессы, аналогичные процессам в информационных устройствах: получение материалов и энергии, их хранение и т.д. Следовательно, разработанный структурно-функциональный метод можно применять для изучения и совершенствования любых технических объектов.

Структурно-функциональный метод был апробирован при изучении ряда специальных дисциплин, курсовом и дипломном проектировании. Эксперимент показал, что этот метод способствовал обобщению теоретических знаний студентов на базе научного мышления. Применение метода позволяет заменить восприятие и механическое запоминание студентами большого объема бессистемной информации на понимание нового учебного материала, систематизированного на научных основах, поднять уровень специальной и методической подготовки преподавателей, повысить эффективность учебного процесса и педагогических исследований.

В дидактике высшей школы достаточно большое внимание уделяется вопросам отбора содержания образования, но проблема создания научных основ отбора не решена до сих пор. На практике выбор дисциплин производится, исходя из прошлого опыта составления учебных планов и государственных образовательных стандартов.

При подготовке педагогов профессионального обучения негативные последствия такого подхода сказываются в смешении функций науки и учебной дисциплины, которая превращается в адаптивный курс науки, в забвении объекта и предмета реальной деятельности педагога профессионального обучения. Часто преобладает суммативный подход без выделения системообразующих дисциплин и проблем. Это усложняет межпредметные связи и формирование целостного интегративного знания об объекте и предмете труда у выпускников. Исходя из критерия выделения главного и существенного в содержании образования, т.е. отбора наиболее универсальных, необходимых элементов, формирование модели специалиста, отбор дисциплин учебного плана и содержания дисциплин можно производить на основе структурно-функционального метода.


ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Методические системы обучения

В качестве исходного теоретического базиса дидактики (общей теории обучения) в настоящее время используется современная педагогическая концепция, которая рассматривает обучение как развивающий и воспитывающий процесс, как средство формирования личности в соответствии с социально обусловленными целями и ее образовательными запросами. Личностно-развивающая функция обучения предполагает развитие способностей человека к саморегуляции, саморазвитию и самореализации.

Деятельностный подход современной дидактики предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку, способы познания и преобразования мира. Оптимизационный подход предполагает достижение максимально возможных для конкретных условий результатов на базе экономных затрат времени и сил обучаемых и педагогов. Технологический подход позволяет отрабатывать схемы и алгоритмы учебной деятельности, гарантирующие получение планируемых результатов. Творческий подход требует постоянной диагностики уровня обученности и поиска наиболее эффективных методов обучения.

Однако на практике в современном образовании продолжают лидировать эмпирико-сенсуалистические методы обучения, направленные на восприятие готовых знаний, которые должны быть заучены для последующего применения. При этом учащийся не воспитывается как субъект сознательной производящей деятельности, составляющей фундамент его развития.

В поиски более совершенных способов обучения активно включаются ученые, преподаватели и учителя. Снятие стереотипов образования открыло пути для формирования многообразия в содержании, формах, методах обучения, в учебных планах и программах, но проникновение в образование коммерческих тенденций приводит к усилению эмпирического, утилитарного подхода к его содержанию в ущерб развивающему фактору.

Творческие поиски руководящих работников образования, методистов, преподавателей и учителей должны опираться в первую очередь на подлинно научные теории и широкую систему знаний о закономерностях развития природы и общества.

В современной педагогической практике профессионального образования преобладают устаревшие стереотипы мышления, сформированные на эмпирических подходах. Всесторонность развития личности понимается как совокупность приобретаемых разносторонних знаний, умений и способностей, но процесс их усвоения отчуждается от той деятельности, в которой они и могут быть сформированы.