Структурно-функциональный метод изучения технических объектов и исследований, страница 21

Однако при определении сущности простых смысловых единиц возникают большие трудности. Рассмотрим возможность решения этой проблемы с помощью кибернетики.

Язык является одной из самых главных моделирующих систем мира. Язык – не единственный канал познания мира, но он обладает огромными преимуществами перед другими моделирующими системами. Благодаря языку можно говорить о явлениях, не объясненных наукой, с помощью языка осуществляется мышление и моделирование мира всеми людьми.

Первобытный человек мог выжить и развиваться благодаря значительным преимуществам перед животными: изготовление и владение орудиями труда и борьбы, высокоразвитый мозг, обеспечивающий тонкое управление различными формами поведения, и высокий уровень организации и управления первобытным коллективом.

Процесс изготовления орудий труда и охоты сыграл большую роль в психическом и социальном развитии первобытных людей. Обработка материала требовала мобилизации и интенсификации всех психических процессов и физических сил работника, расчетливого мышления и воображения. Поэтому анализ и синтез, абстракция и обобщение становились более тонкими, разветвленными и многоступенчатыми.

В процессе общения членов первобытного социума формировались звуковые комплексы, с помощью которых можно было назвать объекты и средства воздействия, пространство и время действия, его результат. Язык стал выступать как способ закрепления всей отражательной деятельности мышления, неразрывно увязанной с практической деятельностью человека.

Картина мира как совокупность знаний человека о мире описывается языковой картиной мира, выражающей мышление. Каждое предложение имеет целостное строение, отличающееся смысловым единством. Можно предположить, что после появления мысли у человека порождение предложения осуществляется в соответствии с грамматической структурой, отражающей структурную картину мира. Проведем краткий анализ нескольких простых предложений с помощью структурно-функционального метода.

1. На столе лежит книга. Стол – средство воздействия; книга – объект воздействия; лежит – описывает процесс хранения книги на столе. В целом предложение описывает материально-энергетическое воздействие средства воздействия на объект воздействия. В данном случае объект и средство воздействия относятся к техническим объектам.

2. «Осенние листья шумят и шумят в саду» (из песни «Осенние листья», слова М. Лисянского). Сад – средство воздействия; объект воздействия – ветер описан косвенно; листья – элементы средства воздействия – сада; осенние – характеризует состояние листьев (сухих, опавших); шумят и шумят – описывают процессы взаимодействия сада с ветром: поступление воздуха в сад с большей скоростью, движение воздуха в саду, замедление движения воздуха в саду из-за деревьев и листьев, воздействие ослабевшего ветра на внешние объекты по отношению к саду. В целом предложение описывает материально-энергетическое воздействие сада на ветер. Средство воздействия – сад является биологической системой, объект воздействия – ветер относится к неживой природе.

3. «В лесу раздавался топор дровосека» (из поэмы Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»). Дровосека – система управления (нервная система дровосека) и часть объекта управления (тело дровосека); в лесу, топор – части объекта управления; раздавался – описывает процесс обработки хвороста (рубка хвороста). В целом предложение описывает технологический процесс в объекте управления.

Анализ большого количества предложений и текстов показал, что они прямо или косвенно, в полном объеме или частично описывают структуру объектов и средств воздействия, их взаимодействие и процессы, осуществляемые в них. При этом возможны любые сочетания объектов и средств воздействия при всех формах движения материи.

Таким образом, содержание и смысл предложений и текстов в полной мере соответствуют структурной картине мира. Детальный профессиональный анализ предложений и текстов на основе морфологии, словообразования отдельных частей речи и синтаксиса позволит выявить новые закономерности грамматической структуры предложений в соответствии со структурной картиной мира. Можно предположить, что данный подход к содержательному анализу текста вызовет негативное отношение лингвистов, однако пренебрежение методом, апробированным с большим эффектом в других областях знаний, представляется ошибочным.

4.3. Педагогическое управление воспитанием

Воспитание – важнейшая функция любого общества, фактор его развития, закономерный социальный процесс передачи накопленного опыта старшим поколением младшему. Однако до сих пор в педагогической практике искусство управлять социальными объектами базируется в основном на эмпиризме. С одной стороны, это объясняется тем, что многие педагоги и ученые считают, что принципы теории управления нельзя применять к процессу воспитания. С другой стороны, наука слабо разработала методологические основы управления процессом воспитания и технологии управленческой деятельности воспитателя.

Теория управления позволяет научно подойти к построению системы управления и системной организации деятельности педагога. Педагогические исследования показывают, что в состав организационно-содержательного аспекта управления должны входить следующие компоненты:

1) определение целей воспитания;

2) планирование воспитательной деятельности;

3) реализация планов;

4) координация реализации компонентов;

5) учет, контроль и анализ результатов педагогической деятельности;

6) регулирование педагогической деятельности.

Характерная особенность воспитательной работы заключается в том, что педагог в ней должен, в первую очередь, выступать как высоконравственная личность. В то же время отсутствие официальной позиции, четкой формулировки целей и задач воспитания привело педагогов к растерянности и резкому снижению качества воспитательной деятельности.

Глубокий кризис системы воспитания молодого поколения требует от педагога профессионального мышления, самостоятельного и творческого подхода к организации процесса воспитания. В качестве одного из инструментов в воспитательной работе можно использовать структурно-функциональный метод. Ниже описаны результаты анализа организации воспитательной работы в одном из воинских подразделений с помощью этого метода. Анализ был проведен при активном участии офицеров-воспитателей.