Структурно-функциональный метод изучения технических объектов и исследований, страница 12

Биологические системы и человеческие общества имеют настолько сложную структуру, что их объективное описание является очень трудной задачей. Например, при объединении группы людей в коллектив бóльшая часть определенного типа информационных связей замыкается в пределах этой группы, но одно и то же лицо может быть членом ряда коллективов. При интенсификации информационных связей деление общества на сложную систему коллективов становится неминуемым, так как количество связей, приходящихся на одно лицо без такого деления, превысило бы допустимые пределы.

Необходимо подчеркнуть, что организация технических и биологических систем и социальных групп в значительной степени основывается на целесообразных и целеполагающих факторах, а структуры неживой природы определяются причинно-следственными связями.

В результате анализа предложенной структурной картины мира можно сделать ряд выводов и пояснений.

1. На каждом уровне иерархической организации материи все объекты материального мира делятся на два класса: объекты воздействия и средства воздействия. Во всех формах движения материи материально-энергетические средства воздействия обладают бóльшими материально-энергетическими ресурсами по сравнению с объектами воздействия.

2. Эмоциональные средства воздействия могут восприниматься только высокоорганизованными животными и людьми и представляют собой основу формирования эстетического отношения человека к действительности.

3. Биологические и социальные системы управления являются наивысшей формой средств воздействия и обеспечивают оптимальную работу очень сложных объектов управления.

4. Эволюция форм движения материи определяется эволюцией объектов и средств воздействия.

5. Сложность структуры картины мира обусловлена большим количеством сочетаний видов объектов и средств воздействия при различных формах движения материи.

Современная научная картина мира развивается и функционирует в особую историческую эпоху. Ее общекультурный смысл определяется включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска им новых путей цивилизационного развития.

Потребности этого поиска связаны с кризисными явлениями, которые привели к возникновению современных глобальных проблем. Их осмысление требует по-новому оценить развитие техногенной цивилизации, многие ценности которой сегодня ставятся под сомнение.

Одной из глобальных проблем является экологическая проблема. После того, как сформировались и вошли в научную картину мира представления о живой природе как сложном взаимодействии экосистем, экологическое знание приобретает особую значимость в решении проблем преодоления экологического кризиса. Научная картина мира подтверждает, что человек является лишь органичной частью природы, а не ее властителем.

Структурная картина мира наглядно показывает, что объекты управления и материально-энергетического воздействия вмешиваются в естественно сложившиеся связи природной среды. При больших масштабах вмешательства нарушается баланс естественных процессов в биосфере, и экологически вредные отходы промышленных предприятий, энергетических объектов, транспортных средств, сельского хозяйства и т.п. становятся материально-энергетическими средствами воздействия на объекты живой и неживой природы, угрожая существованию человечества.

ГЛАВА 3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

3.1. Выбор метода изучения технических объектов

Метод обучения определяют традиционно как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения. Однако такое определение метода обучения не раскрывает характера процессов овладения знаниями. Чтобы раскрыть метод более конкретно, нужно рассмотреть его на уровне приемов, т.е. способов учебных действий.

На протяжении всей истории педагогики ученых и практиков привлекали два простых решения проблемы выбора методов обучения. Первое решение – найти универсальный метод обучения. Однако жизнь многократно убеждала педагогов в том, что многообразные задачи обучения невозможно решить на основе одного метода. Другой выход виделся в том, чтобы использовать лучшие отработанные образцы. Но педагог должен обладать умением самостоятельно оценивать предстоящие учебные ситуации, возможности методов и приемов, чтобы сделать свой обоснованный выбор.

Единой универсальной классификации методов обучения методистам создать не удалось ввиду многокачественности и многофункциональности методов. Разные авторы предлагают классифицировать методы по следующим основаниям:

- по источнику знаний (словесные, наглядные и т.д.);

- по этапу обучения (подготовка обучаемых к изучению нового материала, изучение нового материала, конкретизация и углубление знаний, приобретение практических умений и навыков, контроль и оценка результатов обучения);

- по способу руководства учебной деятельностью (объяснения педагога и самостоятельная работа студентов);

- по логике обучения (индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические методы);

- по дидактическим целям (организация и стимулирование деятельности обучаемых);

- по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский).

В приведенной классификации методы, реализующие логику обучения, являются основополагающими. Из них имеют в настоящее время массовое применение аналитические методы в их высшей абстрактно-логической форме, так как соответствуют способности человека заменять реальное расчленение предметов в процессе труда абстракциями и умозаключениями, опирающимися на прошлый опыт и знания.

Аналитические методы используют структурно-логический подход (гл. 2), основанный на формальном, структурно-логическом описании объектов и систем без рассмотрения информационных и материально-энергетических аспектов. Поэтому аналитические методы существенно уступают дедуктивным методам, более строгим, экономным и близким к научному изложению.