Структурно-функциональный метод изучения технических объектов и исследований, страница 23

2) противоречия между компонентами в системе управления и между компонентами в технологическом объекте, выражающиеся в отличии реального и идеального сопряжения компонентов;

3) противоречия между реальной и идеальной технической реализацией системы управления и технологического объекта в целом;

4) противоречия между системой управления и технологическим объектом.

В идеальной модели технического объекта структурные компоненты представлены своими предельными свойствами. Идеальная структурная модель выступает основанием для построения теории технического объекта и деятельности разработчиков и конструкторов.

Технические науки, создавая идеальные модели технических объектов, формальный аппарат оперирования с ними и формальный математический аппарат для расчета компонентов объекта, дают средства для технической деятельности, направленной на разработку реальных технических объектов.

Внешние условия включают параметры материалов и энергии, поступающих в технологический объект, температуру, влажность и др. окружающей среды, параметры источников электропитания.

Глобальное воздействие на технические системы осуществляется в виде социального фактора. Социальная природа технических объектов находит выражение в технических характеристиках, так как характер человеческой деятельности, ее цели и средства определены уровнем социального развития общества. Целевая направленность технических объектов определяет их строение, свойства и функционирование.

В конечном счете эволюция технических объектов направлена на эволюцию процессов преобразования массы, энергии и информации,  которые осуществляются в технических объектах. Поэтому применение структурно-функционального метода, основанного на классификации процессов в объектах по различным характеристикам и на разных уровнях иерархической структуры, является наиболее эффективным путем создания новых и усовершенствования действующих технических объектов.

Материальная картина мира дает целостное и наглядное представление о структуре и процессах материи и позволяет подойти к анализу различных объектов на основе общих фундаментальных законов мироздания. В качестве рабочего инструмента при анализе можно использовать структурно-функциональный метод как метод теоретического уровня. Рассмотренные ранее примеры подтверждают эффективность применения этого метода при обучении и научных исследованиях.

Чтобы подчеркнуть универсальный характер структурно-функционального метода, приведем дополнительные примеры его использования в разных научных дисциплинах.

В математике, если функция задана формулой, то последняя показывает, какие математические операции и в каком порядке нужно произвести над значением аргумента, чтобы получить соответствующее значение функции. Если формула описывает обработку информации, то аргумент можно рассматривать как объект воздействия, а формулу – как средство воздействия. Задание конкретного значения аргумента для определения соответствующего значения функции реализует процесс получения информации. Выполнение математических операций над значением аргумента представляет собой обработку информации, получение значения функции – воздействие на внешний объект. Структура формулы реализует управление информационными процессами.

Современные математические методы в теории информации с семиотической точки зрения описывают лишь структуру сообщений как последовательностей знаков. Эти методы отвлекаются от семантических и прагматических свойств информации, т.е. от ее смысла и ценности. Такое отвлечение плодотворно в технических системах, но оно мешает в случае анализа информации, предназначенной человеку, когда качественная сторона сообщений выдвигается на первый план.

Семантическая концепция информации возникла как попытка измерения смысла сообщений в форме суждений, являющихся носителями знания и понимаемых человеком. Для семантической теории главными явились содержательные, смысловые характеристики. Однако теоретико-информационный подход к живой природе как к естественным информационным системам пока не сформирован.

Исследователи предполагают, что данную задачу можно решать на основе частичного слияния теории семантической информации с теорией лингвистической семантики, изучающей значения языковых выражений. Как было показано в разделе 4.2., содержание и смысл языковых выражений соответствуют структурной картине мира. Отсюда следует, что для дальнейшего развития семантических теорий информации может быть использован анализ информационных сообщений, данных, слов и т.п. на соответствие материальной картине мира.

В истории при изучении конкретных событий, периодов и т.п. необходимо в первую очередь рассматривать взаимодействие социальных объектов и систем управления, процессов, происходящих на разных уровнях иерархической структуры, и их эволюцию.

Материальная картина мира позволяет выделить системные основы, на которых можно структурировать учебную дисциплину и исключить изучение второстепенных деталей. Такое изменение способа изучения имеющихся дисциплин усилит фундаментализацию образования без расширения учебных планов.

Материальная картина мира и структурно-функциональный метод позволят студентам и молодым исследователям лучше ориентироваться в нарастающем потоке знаний и развивать свое творческое мышление.

Академик Б.М. Кедров отмечал, что характер развития науки определяется взаимодействием двух факторов: 1) материальных, обусловленных запросами материального производства, и 2) относящихся к логике научного познания. Переход производства на интенсивный путь развития потребовал интенсификации развития науки для решения стратегических задач. Поэтому наука начинает обращаться к самопознанию с целью повышения эффективности своего функционирования и развития.

Анализ науки на основе материальной картины мира показывает, что любая научная дисциплина является системой управления объектом своего исследования. Поэтому науковедение и философия науки должны рассматривать в качестве своих важнейших вопросов информационные процессы в этой системе управления. Без качественного осуществления информационных процессов научная дисциплина обречена на деградацию.