Структурно-функциональный метод изучения технических объектов и исследований, страница 5

Однако для внедрения НФТМ требуется выполнить большой объем сложной подготовительной работы. Преподавателям необходимо изучить теоретические основы инженерного творчества, компьютерную систему поддержки мышления, ТРИЗ, приобрести практический опыт самостоятельного решения производственных проблем с помощью ТРИЗ, представить «ядро» учебной информации по своей дисциплине в проблемно-алгоритмической форме, разработать профессионально направленную систему творческих заданий и проектов, разработать интегративные дисциплины на основе методологии технического творчества и творческие задания для выпускной работы (проекта), представляющей собой решение реальной производственной задачи с оформлением учебной заявки на изобретение или рационализаторское предложение.

Как известно, ТРИЗ организует работу изобретателей, минимизирует перебор вариантов для получения приемлемого технического решения, но не имеет строгих научных основ. Поэтому для эффективного использования ТРИЗ требуются высокая техническая подготовка и творческие способности. Многолетний опыт обучения в нашей стране специалистов на курсах показал, что трудности в овладении ТРИЗ и были обусловлены, в первую очередь, отсутствием научных основ. Хотя научное и педагогическое обоснование методологии обучения ТРИЗ было рассмотрено в работах А.И. Половинкина, эта проблема требует дальнейших исследований.

В реальной педагогической практике вузов преобладает система информационно-иллюстративного обучения, не требующая высокого уровня научной и методической подготовки преподавателей. Система формирует у студентов репродуктивное мышление, интеллектуальную пассивность и безынициативность, потребительское отношение к обучению, а все виды контроля направлены исключительно на проверку запоминания определенного объема учебной информации. Дисциплина «Научно-исследовательская работа студентов», периодически включаемая в учебный процесс, кратко знакомит студентов с методами и этапами научных исследований, но не позволяет, практически, повысить эффективность обучения.

В условиях массового инновационного движения последнего десятилетия ХХ в. в России появились авторские образовательные программы, учебные заведения и подразделения, деятельность которых построена на основе оригинальных авторских идей и технологий. Однако отдельные научно разработанные фрагменты дидактики высшей школы не имеют в настоящее время общих фундаментальных научных основ, а система образования в целом продолжает руководствоваться обобщением текущего опыта. Некоторые направления работы по методическим системам обучения внесли свой вклад в деятельность вузов, но не смогли существенным образом модернизировать учебный процесс.

Изучение современного курса педагогики высшей школы на факультетах повышения квалификации (ФПК) практически не сказывается на состоянии учебного процесса ввиду неконструктивности этого курса для преподавателей. Поэтому в настоящее время на первый план выходят исследования, ориентированные на решения стратегических задач образования.

1.2. Системный подход к обучению

Дальнейшее общественное развитие определяется как накоплением научного и технического потенциала, так и развитием человека. Поэтому необходимы другой способ усвоения того, что уже понято наукой, и другая ориентация мышления. Новые познавательные возможности ученым, специалистам и учащимся дает системный подход. Однако для полного научного описания объекта деятельности требуются синтезированные знания разных научных дисциплин. Например, теоретическое описание технических объектов осуществляется, наряду с классическими дисциплинами, с помощью новых научных дисциплин: кибернетики, информатики, бионики и др. Формирование системного мышления – важнейшая задача образования в современных условиях. Для решения этой задачи необходима разработка соответствующей дидактической теории на основе системности и способов ее реализации.

На кафедре педагогики и педагогической психологии Московского государственного университета были проведены исследования под руководством профессора З.А. Решетовой, посвященные проблеме формирования в процессе обучения системного мышления учащихся. Разработанные в результате исследований экспериментальные рабочие программы учебных дисциплин включают три части:

- введение в дисциплину – выделение предмета изучения и метода его исследования (на принципах системного анализа);

- анализ строения и функционирования предмета изучения как системы;

- основные виды систем данного типа и их особенности.

В программе разграничиваются уровни строения системы, их структуры, рассматриваются межуровневые отношения и связи. Поуровневый анализ идет в двух направлениях: горизонтальном – выделение структур на каждом уровне, и вертикальном – рассмотрение межуровневых отношений. Выделение уровней системы, поуровневый и межуровневый ее анализ – главный момент в формировании теоретических представлений об изучаемом предмете как специфической системе.

При экспериментальном обучении особое внимание уделяется разработке нестандартных задач и методике их решения. Задача выступает как предмет теоретического анализа конкретного варианта системного объекта с требованием по известным его характеристикам найти неизвестное. Главный момент при решении задачи – анализ ее условий, выделение структуры связей, в которой задано неизвестное, и на основе сделанного анализа – выбор пути ее решения, составление плана нахождения необходимых промежуточных данных для определения характеристик неизвестного. Системный подход – ведущее методологическое направление современной науки, а системный анализ выражает системную ориентацию исследования конкретных объектов. Поэтому при экспериментальном обучении рабочая программа дисциплины направлена на исследование характеристик объекта.

Учебные задачи рассматриваются как творческие, если они могут быть решены на основе творческого подхода, который имеет разное выражение: сокращение зоны поиска, возможности многовариантного решения и т.д. Творческий подход, в свою очередь, может быть сформирован эмпирически в процессе скрытых, неосознаваемых упражнений.