Механическая обработка деталей машин. Изготовление корпусов из листовой стали. Способы получения заготовок валов. Технология обработки валов. Фрезерование шпоночных канавок валов ЭМ. Накаткавалов, раскатка отверстий, страница 14

Сборка заключительный этап механического прочеса. От качества выполнения всех операций зависит надежность, и энергетические показатели. При сборке из 2 этапов: 1-сборка из отдельных деталей и сборных единиц – узловая сборка. 2- сборка из предварительно собранных сборных единиц, деталей и покупных изделий – ЭМ общая сборка. При сборке нужно выполнить различные соединения: зазор, натяг. Чтобы выполнить эти требования необходимо выполнить размерный анализ, с помощью него получают правильное соотношение взаимно связанных размеров и определить допустимое отклонение - допуски. Подобные расчеты выполняются на базе теории размерных цепей. Размерной цепью называют совокупность взаимосвязанных размеров, образующих замкнутый контур и определяющих взаимное расположение поверхностей, одной или нескольких деталей. Замкнутость размерной цепи приводит к тому, что размеры входящие в цепь не могу называться независимыми. Значение и точность одного влияет на остальные. Размерная цепь состоит из звеньев. Звеном называется каждый из размера, образ-х размерную цепь. Любая размерная цепь состоит из одного замыкающего звена и двух или более составных звеньев. Замыкающим является звено исх-е при постановке задачи или получается последним в результате решения этой задачи. Замыкающее звено непосредс-но не выполняется, а получается в результате выполнения ост-х звеньев. В соотношении с ГОСТ при сборке предусматривается следующие методы достижения точности замыкающего звена: 1- метод полной взаимозаменяемости, 2-метод неполной взаимозаменяемости, 3- групповой взаимозаменяемости, 4-пригонки, 5-метод регулирования. 1- метод полной взаимозаменяемости: сборка без дополнительной обработки детали. Детали нужно выпускать более точно. Min допуски, детали требуют большой трудоемкости. При своей простоте не экономичен(поэтому 2).

2-метод неполной взаимозаменяемости: сборка без пригонки, у небольшого количества изделий(3 из 1000) значение замыкающего звена может выйти за установленный предел. Поэтому доп.пригонка отдельных деталей при механической обработке. + простота, экономичность. подгонка. 3- групповой взаимозаменяемости: селективная сборка, без пригонки. После изготовления все детали рассортировывают. При сборке соединяют детали из соответствующих групп по методу полной взаимозаменяемости. + достижение высокой точности при экон.целесообр.допускам. – повышение незавершенного производства, дополнительные затраты – проверку, сортировку. 4-пригонки- предусматривает сборку за счет намеченного компенсатора. Величина необходимого съема припуска определяется после предварительной сборки  и изменение. +  возм-ти уст-я эк.целесообр. допусков на детали. – удорожание процесса сборки. 5-метод регулирования: предусматривает сборку за счет суммарного размера компенсируемого звена. С помощью шайб, прокладок. – усложняется конструкция, увеличивается кол-во деталей, усложняется сборка. Различают 2 вида соединения при сборке: 1- подвижные. Обеспечивается посадками с зазором на шпонку или шлицы. Такие соединения допускают разборку деталей без их повреждения. 2- неподвижные – обеспечивают неизменяемое расположение собранных деталей. Неподви-е неразбор-е соедия выполняют сваркой, клепкой, пайкой, склеиванием,  также посадками снатягом. Неподви-е разборные соед-я  пасадками с зазором, при этом неподвижность деталей обеспечивается шпонками, болтами, штивтами. Разборные соед-я – многократную сборку и разборку и иметь хороший вид – без вмятин, забоин.


36. Неподвижные разбираемые и не разбираемые соединения.

Различают 2 вида соединения при сборке: 1- подвижные. Обеспечивается посадками с зазором на шпонку или шлицы. Такие соединения допускают разборку деталей без их повреждения. 2- неподвижные – обеспечивают неизменяемое расположение собранных деталей. Неподви-е неразбор-е соедия выполняют сваркой, клепкой, пайкой, склеиванием,  также посадками снатягом. Неподви-е разборные соед-я  пасадками с зазором, при этом неподвижность деталей обеспечивается шпонками, болтами, штивтами. Разборные соед-я – многократную сборку и разборку и иметь хороший вид – без вмятин, забоин. Неподви-е разборные соед-я  - относятся: резьбовые соединения, соед-я штифтами, шпоночные соед-я. При резьбовых соединениях пов-ти к которым прилегают детали(опорные пов-ти гаек) д.б. ровными и перпенд-но оси отверстия. Перекос опорной поверхности приводит к обрыву болтов. Получают опорные пове-ти мех.обработкой. при сборки болтового соединения под действием усилия затяжки происходит вытяжка болта, поэтому правильная сборка зависит от усилия затяжки болта или гайки. Из условия прочности крепежных деталей верхний предел принимают 0,5 - 0,7 предела текучести материала болта. Затяжка неответств-х соед-й – гаечными ключами без устройства контроля. Чтобы ограничить чрезмерное усилие ограничивают длину рукоятки ключа(15 – 20) диаметра резьбы. При много болтовых соединениях сначала рекомендуется производить затяжку гаек на середине детали, затем по концам если гайки по окружности, то их крест на крест в два приема при сборке ответственных соедине-й затяжку производят изм-м М (момента), по удлинению болта. По изм-ю М – простота (чаще). Оценку момента затяжки по формуле: , Q3 – сила затяжки, d – диаметр болта.  Для затяжки гаек использ-ся также электро и пневмо элемент. ─ по М – если есть повреждение, перекос, не сможем правильно собрать изд-е – контроль визуально. Качественно – по удлинению болта. Удлинение измеряется мкм или индикатором часового типа, более сложный способ. Все крепежные детали д.б. застопорены. Способы: 1. жесткие 2. фрикционные. 1.деталь соединяется со стопорящей деталью(стопором). Самоотвертывание стопора невозможно без разрушения и деформации стопора(шплинтами, проволокой,) 2. соединяется повышенное трение между  стопорной и стопоримой детали (стопорящая шайба, пружинная шайба).