Механическая обработка деталей машин. Изготовление корпусов из листовой стали. Способы получения заготовок валов. Технология обработки валов. Фрезерование шпоночных канавок валов ЭМ. Накаткавалов, раскатка отверстий, страница 16

При измерении сопротивления изоляции относительно корпуса нулевой провод прибора соединяется с заземлённым корпусом машины, а высоковольтный провод с одним из выводов обмотки. Обмотки фаз, не участвующих в измерении, заземляются. значение сопротивления изоляции обмоток при рабочей температуре должно быть не менее вычисленного по формуле  если полученное по формуле сопротивление < 0,5 МОм, то необходимо принять 500 МОм.

Если измерение производится в холодном состоянии, то необходим пересчёт на рабочую температуру:  где   – температура, при которой измеряется, rmin = 0.5 МОм.

Пример: 4АН280М2У3. Р2=200 кВт; Uном=660 В; класс изоляции F;

  МОм.

Если измеренное сопротивление меньше, то возможные причины:

1.  Изоляция влажная, необходима сушка.

2.  Изоляция загрязнена, идёт пробой из-за токов утечки.

Проверка обмоток на межвитковое замыкание.

1. Метод индуктирования напряжения. Применяется для МПТ.

1,2 – полюсные наконечники.

3 – электромагнит, катушка питается переменным током частотой 500…1000 Гц.

4 – якорь МПТ.

Магнитный поток, замыкаясь по сердечнику индуктирует переменную ЭДС. Если в секции есть КЗ витки, то в них потечёт большой ток, который создаст большой поток. Если прикладывать к якорю ферромагнитную пластину, то она будет притягиваться и  вибрировать у дефектных пазов, где есть КЗ витки.

2. В АМ используется метод телефонной трубки. Магнит переводят по окружности статора. Напротив КЗ Витка в трубке будет резкий звук.  

3. Для проверки сосредоточенных катушек используют специальное приспособление.

1 – ярмо,

2 – испытуемая катушка,

3 – магнитопровод,

4 – катушка возбуждения,

5 – амперметр,

6 – вольтметр.

Если в катушке нет КЗ витков, то ток небольшой. При наличии КЗ витков ток большой, а напряжение маленькое.

4. Метод взаимной магнитной связи двух контуров.

Прибор состоит и П–образного стального сердечника, на который намотаны катушки L1 и L2, соединённые последовательно. Их потоки направлены встречно. Катушки подключены к генератору переменного тока. Если катушки одинаковы, то в катушке L3 ЭДС не наводится. Если на один из сердечников надеть катушку Lх, то при наличии в ней КЗ витков в ней будет протекать ток, создающий дополнительное магнитное поле, и стрелка милливольтметра отклонится.

5. Метод милливольтметра. Применяется для определения КЗ витков в якорях МПТ, которые имеют уравнительные соединения или лягушачью обмотку. милливольтметр поочерёдно присоединяют к каждой паре соседних пластин. Если есть КЗ витки, сопротивление уменьшается, и показания милливольтметра уменьшаются.

Недостатки: большая длительность проверки и возможность пропуска брака.

6. Испытания с помощью прибора ЕЛ–1.

Аппарат состоит из электронно-лучевой трубки, контура развёртки луча по горизонтали, контура импульсного питания.

Принцип действия основан на сравнении полного сопротивления двух катушек и заключается в следующем:
к аппарату подключаются 2 последовательно соединённые катушки. При подаче импульсов на экране появляется светящаяся кривая. Импульсы подаются поочерёдно на одну и на другую катушки. На экране не успевает исчезнуть одна кривая, как появляется вторая. Если катушка не имеет дефектов, то параметры одинаковы, и кривые сливаются в одну. Если есть дефекты, то появляются 2 кривые.


40. Испытание электрической прочности изоляции. Определение числа витков.

Величина испытательного напряжения зависит от мощности машины и номинального напряжения.

Р<1 кВт, Uном<100 В

Uисп=500+2Uн

Р>1 кВт, Uном<100 В

Uисп=1000+2Uн

Р>1 кВт  за исключением 1,2 пунктов

Uисп=1000+2Uн но не менее 1500 В.

Р>1 кВт, Uном<3300 В

Uисп=1000+2Uн

Все ЭМ   3300<Uн<6600 В

Uисп=2,5Uн

Uном>6600 В

Uисп=3000+2Uн

Испытательное напряжение должно быть строго синусоидальным. Обычно испытывают линейным, а не фазным напряжением.

Контроль числа витков.

Основным элементом приспособления является сердечник со съёмным верхом, на который надевается эталонная обмотка 4 и испытуемая обмотка 5 таким образом, что их потоки направлены встречно. На нижнюю часть сердечника надевается ОВ, которая питается переменным током промышленной частоты. Она имеет отпайку для регулировки величины потока. Если в испытуемой обмотке число витков будет отличатся от числа витков эталонной обмотки, стрелка прибора отклонится.


41. Изготовление и укладка обмоток из прямоугольного провода.

При большой мощности и большой плотности тока требуется увеличение поперечного сечения проводников. Наибольший диаметр круглого провода, используемого для обмотки 1,6 – 1,8 мм. При дальнейшем увеличении диаметра провод становится жёстким, разрывает изоляцию, с ним становится трудно работать физически. Максимальное количество элементарных проводников, из которых можно образовать эффективный 4 – 6. дальнейшее увеличение количества проводников приводит к снижению качества соединения катушки. Исходя из приведённых выше причин, начиная с определённой мощности, обмотки машин делают из прямоугольного провода.

Катушки из прямоугольного провода изготавливаются до укладки в пазы, им придаётся необходимая геометрическая форма, которая не изменяется при укладке в пазы.

1. Катушки для низкоскоростных ЭМ (не имеют корпусной изоляции). Производят изолировку паза, затем укладывают обмотку.

2. Катушки высокоскоростных ЭМ. Они имеют корпусную изоляцию, которая наносится до укладки обмотки в паз.

Катушки низкоскоростных машин укладываются в полуоткрытый паз.

При выполнении такой катушки производятся следующие операции: намотка лодочки, скрепление витков лодочки, прессовка лодочки, растяжка лодочки в катушку, нанесение пазовой изоляции, рихтовка, крепление и изоляция выводных концов.

1. Намотка лодочки имеют корпусной изоляцииных ЭМ () пазы.

ся необходимая геометрическая форма,ют из прямоугольного провода.. Производится на станках  ТТ–20, ТТ–22, ТТ–24 с помощью плоских шаблонов. Форма такая, что после намотки лодочки получаются сформированные места перегибов катушки и подготовленные для дальнейших операций пазовые и лобовые части.